Статут мус

Подборка наиболее важных документов по запросу Статут мус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Примеряя кольцо всевластия: международный уголовный суд и иммунитеты глав государств
(Исполинов А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)
На наш взгляд, это решение МУС стало первым практическим воплощением не декларируемой открыто, но очевидной цели Суда в виде своей трансформации в некий международный мегасуд, имеющий право выдать ордер на арест главы любого государства, независимо от его участия в Римском статуте или от решения Совета Безопасности ООН. Причем такой мегасуд может осуществлять надзор за национальными судами в отношении преступлений, подпадающих под его юрисдикцию. Об этом говорит своеобразное прочтение судьями МУС принципа комплементарности, предусмотренного ст. 17 Римского статута <11>, согласно которой Суд должен уступать национальным судам в вопросах уголовного преследования лиц, совершивших предусмотренные Статутом преступления, и осуществлять свою юрисдикцию только в крайних случаях. Как отмечают исследователи, без такого понимания разделения юрисдикции между МУС и национальными судами текст Римского статута никогда бы не был принят <12>. Однако вместо того, чтобы следовать этим намерениям государств-участников Римского статута, МУС сейчас исходит из обратной комплементарности, при которой именно национальные суды должны убедительно продемонстрировать Суду, что осуществляемое ими уголовное преследование лиц, совершивших преступления, соответствует разработанным МУС критериям. В противном случае преследование на национальном уровне, даже завершившееся вынесением обвинительного приговора, может быть расценено Прокурором МУС как неэффективное, что даст ему право требовать выдачи подсудимого в Гаагу.
Статья: Уголовно-правовые средства противодействия преступности в немецком и российском уголовном праве
(Приходько Н.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 3)
Наряду с международными обязательствами в сфере уголовного права (вследствие ратификации, например, Римского статута Международного уголовного суда или Международной конвенции о защите прав человека и основных свобод) большое влияние на немецкое уголовное право оказывает право Европейского союза (ЕС). В соответствии с обычной законодательной процедурой Европейский Парламент и Совет могут посредством принятия постановлений и директив определять минимальные правила для установления преступлений и наказаний в сферах особо тяжкой преступности, имеющих трансграничный характер, а также в силу характера или последствий преступных деяний или в связи с особой необходимостью требуют совместной борьбы с ними (ст. 83, абз. 1, Договора о функционировании Европейского союза <8>). В качестве таких сфер определены терроризм, торговля людьми, сексуальная эксплуатация женщин и детей, незаконная торговля наркотиками и оружием, отмывание денег, коррупция, организованная преступность и компьютерная преступность. После вступления в силу Лиссабонского договора <9> ЕС получил дополнительные возможности для оказания влияния на уголовное законодательство государств-членов. Так, ЕС стремится посредством принятия мер для предупреждения и противодействия преступности, а также для борьбы с расизмом и ксенофобией, координации и сотрудничества полицейских ведомств и органов, осуществляющих уголовное правосудие, в том числе за счет взаимного признания уголовно-правовых решений и при необходимости сближения уголовного права обеспечить высокий уровень безопасности (ст. 61, абз. 3, Лиссабонского договора). Если сближение уголовного законодательства государств-членов оказывается необходимым для эффективного осуществления политики Союза в области, в которой были приняты меры по гармонизации, могут быть приняты соответствующие директивы, устанавливающие минимальные правила для определения преступных деяний и наказаний в соответствующей области (ст. 69b, абз. 2, Лиссабонского договора). Таким образом, были изданы, например, Директивы для борьбы с отмыванием денег, для предупреждения и противодействия торговли людьми и обеспечения защиты пострадавшим, а также по вопросам осуществления предварительного расследования по уголовным делам <10> [8; 9; 10]. Кроме того, согласно ст. 83, абз. 3, Договора о функционировании Европейского союза при развитии преступности Совет вправе с согласия Европейского Парламента единогласным постановлением определять иные сферы преступности, соответствующие критериям данного абзаца.