Списание переплаты в бюджет

Подборка наиболее важных документов по запросу Списание переплаты в бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
Суд, признавая позицию учреждения неправомерной, исходил из несоблюдения им обязательного досудебного порядка обжалования бездействия ИФНС, а также отсутствия порядка и оснований для списания с лицевого счета налогоплательщика в доход бюджета суммы излишне уплаченного налога. Суд отметил также недоказанность нарушения спорным бездействием прав и законных интересов учреждения.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 59 "Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество, имевшее задолженность по НДФЛ за прошлые периоды, в 2017 году перечислило в бюджет НДФЛ, указав в назначении платежа уплату НДФЛ за 2016 год, а в строке 106 - добровольное погашение задолженности. Перечисленная сумма значительно (в 20 раз) превышала текущую обязанность по уплате НДФЛ и соответствовала сумме задолженности по НДФЛ за 2013 - 2015 годы. В 2020 году общество обратилось в суд с требованием о признании задолженности по НДФЛ за 2013 - 2015 годы безнадежной к взысканию. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что в 2017 году общество самостоятельно и добровольно погасило данную задолженность, а суммы задолженности по налогу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет, до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с п. 5 ст. 59 НК РФ, не являются излишне уплаченными и не подлежат возврату по правилам ст. 78 НК РФ. Учитывая факт добровольного погашения задолженности в 2017 году и обращение в суд с заявлением о признании безнадежной к взысканию задолженности только в 2020 году, суд расценил поведение общества как недобросовестное.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2022 N Ф05-30275/22 <Об обязании инспекции исключить суммы переплаты из карточки расчета с бюджетом>
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)
Тогда ГУП обратилось с той же просьбой в ИФНС. Однако контролеры сообщили, что списание переплаты, по которой истек срок возврата, в доход бюджета нашего государства ими не производится. Заявления предприятия были оставлены без исполнения.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)
До момента введения института единого налогового счета переплата по каждому виду доходных источников зачислялась в соответствующий бюджет. Зачет переплат в счет задолженности по налогам, подлежащим зачислению в другие бюджеты, допускался только в случае представления налогоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченных и (или) взысканных сумм. Действующее правовое регулирование устанавливает правило, согласно которому при наличии положительного сальдо единого налогового счета в отношении конкретного налогоплательщика налоговыми органами готовятся распоряжения на списание соответствующих сумм переплаты с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета с отражением по коду бюджетной классификации источника покрытия дефицита федерального бюджета. В результате на счетах бюджетов, прежде всего на счетах бюджетов поселений, образуется временный кассовый разрыв.

Нормативные акты

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
10. Поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными в смысле Кодекса и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)
372. Аналитический учет по счету организуется в разрезе видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность учреждения по кредиторам, с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности в целях регистрации принятого (принимаемого) денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты, за исключением кредиторской задолженности, связанной с переплатами в бюджет, которая ведется в разрезе видов платежей, а также в разрезе документов, на основании которых списана задолженность с балансового учета.