СОГЛАШЕНИЕ С КАЗАХСТАНОМ О пенсионном ОБЕСПЕЧЕНИИ
Подборка наиболее важных документов по запросу СОГЛАШЕНИЕ С КАЗАХСТАНОМ О пенсионном ОБЕСПЕЧЕНИИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2023 N 88-5490/2023 по делу N 2-4184/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Отсутствие дополнительных документов, подтверждающих стаж работы истца в спорный период, не может служить основанием для исключения этого периода при подсчете стажа, и ограничивать право истца на перерасчет страховой пенсии по старости.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.Ссылки суда на отсутствие сведений, оформленных Республикой Казахстан по формуляру, установленному порядком взаимодействия, Судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истцом в материалы дела представлены доказательства осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, размера заработной платы и уплаты страховых взносов в спорные периоды, оформленные надлежащим образом. В связи с чем отсутствие со стороны Республики Казахстан оформления формуляров в порядке, установленном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ не может служить единственным основанием для отказа в иске о включении спорных периодов в общий страховой стаж для перерасчета и начисления страховой пенсии по старости.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Отсутствие дополнительных документов, подтверждающих стаж работы истца в спорный период, не может служить основанием для исключения этого периода при подсчете стажа, и ограничивать право истца на перерасчет страховой пенсии по старости.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.Ссылки суда на отсутствие сведений, оформленных Республикой Казахстан по формуляру, установленному порядком взаимодействия, Судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истцом в материалы дела представлены доказательства осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, размера заработной платы и уплаты страховых взносов в спорные периоды, оформленные надлежащим образом. В связи с чем отсутствие со стороны Республики Казахстан оформления формуляров в порядке, установленном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ не может служить единственным основанием для отказа в иске о включении спорных периодов в общий страховой стаж для перерасчета и начисления страховой пенсии по старости.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2023 N 88-5994/2023 по делу N 2-1596/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж, признании недействительным отказа во включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Часть трудовой деятельности истица осуществляла на территории Республики Казахстан. Орган ПФ РФ период указанной деятельности посчитал неподтвержденным.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие сведений, оформленных Республикой Казахстан по формуляру, установленному порядком взаимодействия, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истцом в материалы дела представлены доказательства осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, уплаты страховых взносов в спорный период, оформленных надлежащим образом, а также учитывая пояснения представителя ответчика в ходе судебного разбирательства в суде кассационной инстанции об отсутствии со стороны Республики Казахстан оформления формуляров в установленном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года порядке не только в отношении истца.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж, признании недействительным отказа во включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Часть трудовой деятельности истица осуществляла на территории Республики Казахстан. Орган ПФ РФ период указанной деятельности посчитал неподтвержденным.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие сведений, оформленных Республикой Казахстан по формуляру, установленному порядком взаимодействия, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истцом в материалы дела представлены доказательства осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, уплаты страховых взносов в спорный период, оформленных надлежащим образом, а также учитывая пояснения представителя ответчика в ходе судебного разбирательства в суде кассационной инстанции об отсутствии со стороны Республики Казахстан оформления формуляров в установленном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года порядке не только в отношении истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины;
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины;
Статья: О пенсионных нормах российско-сербского Договора о социальном обеспечении
(Чирков С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)13. Продолжение выплаты пенсии в прежнем размере Стороной, ее назначившей, при переезде лица с территории одного государства на территорию другого для проживания. Это правило относится к пенсиям, назначенным как до, так и после вступления Договора в силу. Для нашей страны изложенная норма не распространяется на выплату пенсий, доплат к ним, право на которые и размер которых обусловлены местом жительства застрахованных лиц именно на ее территории, а также на социальную доплату к пенсии. Здесь наиболее ярким примером является повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или повышение этой выплаты лицам, имеющим требуемый стаж работы в сельском хозяйстве и постоянно проживающим в сельской местности. Кроме того, и нижеизложенная норма является новеллой международного договорного права России, размер пенсии лица пересматривается при его выезде в Сербию, если пенсия ему была назначена в нашей стране до выезда из нее в рамках международного пенсионного договора, основанного на территориальном принципе, с учетом стажа, приобретенного на территории государства-контрагента. Например, в отношениях между Россией и Казахстаном действует Соглашение от 13 марта 1992 г., которое предусматривает, что российская пенсия назначается лицам, прибывшим из Казахстана, по нормам российского правового регулирования, но с учетом стажа, приобретенного ими в этом государстве. Если такие граждане затем уедут на место жительства в Сербию, то размер их российской пенсии будет исчислен без учета стажа, приобретенного в Казахстане. Данный подход обусловливается в первую очередь принципом пропорциональности, на котором основан Договор с Сербией, предусматривающим ответственность государств за пенсионные права, приобретенные на их территории и по их законодательству. Кроме этого, надо помнить, что территориальные соглашения, обеспечивающие учет "чужого" стажа как собственного, распространяются только на лиц, постоянно проживающих в государстве, назначившем пенсию, и льготы, предусмотренные таким соглашением, не могут распространяться на лиц, выехавших на место жительства в другую страну и тем самым "выпавших" из круга лиц, на которых распространялось действие соответствующего международного правового акта.
(Чирков С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)13. Продолжение выплаты пенсии в прежнем размере Стороной, ее назначившей, при переезде лица с территории одного государства на территорию другого для проживания. Это правило относится к пенсиям, назначенным как до, так и после вступления Договора в силу. Для нашей страны изложенная норма не распространяется на выплату пенсий, доплат к ним, право на которые и размер которых обусловлены местом жительства застрахованных лиц именно на ее территории, а также на социальную доплату к пенсии. Здесь наиболее ярким примером является повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или повышение этой выплаты лицам, имеющим требуемый стаж работы в сельском хозяйстве и постоянно проживающим в сельской местности. Кроме того, и нижеизложенная норма является новеллой международного договорного права России, размер пенсии лица пересматривается при его выезде в Сербию, если пенсия ему была назначена в нашей стране до выезда из нее в рамках международного пенсионного договора, основанного на территориальном принципе, с учетом стажа, приобретенного на территории государства-контрагента. Например, в отношениях между Россией и Казахстаном действует Соглашение от 13 марта 1992 г., которое предусматривает, что российская пенсия назначается лицам, прибывшим из Казахстана, по нормам российского правового регулирования, но с учетом стажа, приобретенного ими в этом государстве. Если такие граждане затем уедут на место жительства в Сербию, то размер их российской пенсии будет исчислен без учета стажа, приобретенного в Казахстане. Данный подход обусловливается в первую очередь принципом пропорциональности, на котором основан Договор с Сербией, предусматривающим ответственность государств за пенсионные права, приобретенные на их территории и по их законодательству. Кроме этого, надо помнить, что территориальные соглашения, обеспечивающие учет "чужого" стажа как собственного, распространяются только на лиц, постоянно проживающих в государстве, назначившем пенсию, и льготы, предусмотренные таким соглашением, не могут распространяться на лиц, выехавших на место жительства в другую страну и тем самым "выпавших" из круга лиц, на которых распространялось действие соответствующего международного правового акта.
Нормативные акты
Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р
(ред. от 28.01.2005)
"О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);
(ред. от 28.01.2005)
"О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.