Социальные (компенсационные) выплаты работникам бюджетных учреждений

Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные (компенсационные) выплаты работникам бюджетных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.08.2023 N 88-6941/2023 по делу N 2-60/2023
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (об обязании выплатить компенсацию).
Обстоятельства: Истец, являясь педагогическим работником, имеет право на получение ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решение: Удовлетворено в части.
Доводы кассационной жалобы о том, что указанный детский сад не имеет правового статуса государственного образовательного учреждения, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств видно, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2023 N 88-367/2023, 2-249/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обстоятельства: Детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета, и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Решение: Удовлетворено в части.
Доводы кассационных жалоб о том, что указанный детский сад не имеет правового статуса государственного образовательного учреждения и лицензии на осуществление образовательной деятельности, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств видно, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Трудовые права работников: Научно-практическое пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шувалова И.А.)
("ИНФРА-М", 2022)
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)
Основываясь на данных требованиях, федеральные законы предусматривают возможность участия субъектов РФ в осуществлении различных федеральных полномочий (расходов). Такими примерами являются: право финансирования мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения <12>; участие в осуществлении полномочий в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) (содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных, реализации региональных программ стабилизации и развития УИС, дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также для работников (за исключением федеральных государственных служащих) учреждений и органов УИС и членов их семей) <13>; право на осуществление расходов на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности <14>. При этом в контексте абз. 2 п. 6 ст. 85 БК РФ из компетенции органов государственной власти субъекта РФ исключено осуществление расходов на выплаты, компенсации, гарантии социальной защиты сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, так как они обеспечиваются за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"). Это подтверждено и судебной практикой. Например, признаны недействующими положения регионального закона, устанавливающие меры социальной поддержки сотрудникам полиции на бесплатный проезд на транспорте; суд исходил из того, что ими установлены не дополнительные меры социальной поддержки, а гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы; органы власти субъекта РФ не вправе осуществлять за счет средств его бюджета расходы на обеспечение гарантий социальной защиты сотрудников полиции, поскольку оно осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета <15>. Несмотря на это, практика предоставления мер социальной поддержки сотрудников полиции распространяется в субъектах РФ <16>. Более того, такие меры вводятся в отношении государственных служащих территориальных органов федеральных органов власти, несмотря на существующую судебную практику. Так, признаны недействующими положения регионального закона о ежемесячных социальных выплатах сотрудникам управления внутренних дел и отдела Федеральной миграционной службы; субъекты РФ не вправе устанавливать в качестве расходного обязательства финансирование мер социальной поддержки федеральных служащих <17>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"
10. Для лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящей статьи, предусматриваются следующие социальные гарантии и денежные компенсации:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).