Сервитут на земли общего пользования

Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут на земли общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Доводы административных истцов о том, что ходатайство об установлении публичного сервитута не соответствует требованиям п. 3 ст. 39.41 ЗК РФ, так как не содержит расчетов и доводов, касающихся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, а также обоснования невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть признаны обоснованными. Из приложенных к ходатайству документов, в том числе из пояснительной записки о выборе трассировки тепловой сети, следует, что заявителем приведены доводы, подтверждающие обоснованность выбранного способа трассировки тепловой сети, отсутствие приемлемых ему альтернатив, а также приведены обоснования -невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или муниципальных земельных участках.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Сервитут в отношении земельного участка
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2022, N 4)
Судом апелляционной инстанции была назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что заключение эксперта содержит информацию об альтернативных путях установления сервитута - через земли общего пользования дачного некоммерческого товарищества "Плановый работник" <1>.
Статья: Установление сервитута по требованию арендатора земельного участка. По мотивам одного определения Верховного Суда РФ
(Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 3)
При этом под объективной необходимостью сервитута для господствующего земельного участка мы понимаем невозможность или затруднительность эксплуатации такого участка любым его правообладателем. Например, любому правообладателю земельного участка необходим по крайней мере проход к нему. Если в сервитуте отпала объективная необходимость (скажем, собственник господствующего земельного участка приобрел смежный земельный участок и тем самым получил проход к землям общего пользования), то сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований его установления (в том числе по инициативе правообладателя господствующего земельного участка <7>). Однако по общему правилу сама по себе смена правообладателя господствующего земельного участка не должна прекращать сервитут. Иначе мы рискуем ущемить права собственника служащего земельного участка, который при наличии объективной необходимости в сервитуте для господствующего земельного участка при каждой смене правообладателя этого участка будет вынужден вступать в переговоры или участвовать в судебных процессах по поводу установления нового сервитута.

Нормативные акты

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;