Сборы в морском порту

Подборка наиболее важных документов по запросу Сборы в морском порту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 N 05АП-6181/2023 по делу N А59-3545/2023
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 261-ФЗ государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий. Как следует из материалов дела, именно ООО "КТЛП" переданы причалы в субаренду для осуществления перевалки грузов, и именно заявитель является оператором морского порта и имеет право осуществлять перевалку, а также взимать плату за данную услугу по тарифам, установленным в законном порядке. При этом невключение общества в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, не свидетельствует об отсутствии у него статуса субъекта естественных монополий с учетом его деятельности и правомочий.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 N 05АП-7313/2020 по делу N А51-7984/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.
Между тем, несмотря на то, что ФГУП "Росморпорт" является субъектом естественных монополий, для которого в соответствии с действующим законодательством установлены ставки обязательного экологического сбора для взимания с заходящих в морские порты Восточный и Находка судов, вышеуказанные положения законодательства не свидетельствуют о безусловной оплате этих сборов исключительно порту, поскольку, исходя из содержания пункта 2 статьи 19 Закона о морских портах и пункта 2 Приказа Минтранса России N 387 экологический сбор может взиматься не только ФГУП "Росморпорт", но и иными хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обеспечению экологической безопасности в порту.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2020, N 4)
Если обратиться к специальному транспортному законодательству, понятие "сбор" в большинстве случаев понимается как определенного рода плата за совершение каких-либо действий участником перевозочных правоотношений. Так, например, в ст. 2 УЖТ РФ под сбором понимается не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы. В ст. 64 ВК РФ предусмотрена плата в виде тарифа или сбора за оказание услуг в области гражданской авиации. В п. п. 4, 5 ст. 6 КВВТ РФ устанавливается взимание сбора за услуги, оказываемые в речном порту субъектами естественных монополий, а также за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. В ст. 80 КТМ РФ речь идет о портовых сборах, перечень которых установлен Приказом Минтранса России от 31 октября 2012 г. N 387 "Об утверждении портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" <7>. В ст. 106 КТМ РФ упоминается лоцманский сбор, взимаемый с судов, пользующихся услугами лоцмана.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)
Стороны договора не могут преодолеть административное ценообразование - даже если цена услуги (тариф, ставка сбора) не утверждена уполномоченным органом публичной власти. К примеру, судами было отказано субъекту естественной монополии в морских портах во взыскании неосновательного обогащения в виде сбора транспортной безопасности акватории морского порта за фактически оказанные услуги ввиду отсутствия утвержденной Федеральной антимонопольной службой ставки сбора (Постановление АС Северо-Западного округа от 27 ноября 2019 г. по делу N А56-127281/2018).

Нормативные акты