Самозанятые граждане уплата налога в 2020

Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые граждане уплата налога в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Построение позиции защиты по уголовным делам о незаконной предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ) на стадии предварительного расследования
(Коренная А.А.)
("Адвокатская практика", 2020, N 2)
Осуществление деятельности без регистрации. Данная форма реализации объективной стороны преступления актуальна для физических лиц, фактически занимающихся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя. При осуществлении защиты по уголовным делам по ст. 171 УК РФ следует обратить внимание: в диспозиции речь идет об осуществлении предпринимательской, а не иной профессиональной деятельности без регистрации, к которой, в частности, относится так называемая самозанятость. Применяться это понятие стало после принятия Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <5>. Абзац 2 пункта 1 ст. 23 ГК РФ <6> допускает возможность осуществления гражданином предпринимательской деятельности без регистрации в качестве предпринимателя. В этой связи высказано мнение, что самозанятые граждане по характеру осуществляемой деятельности схожи с индивидуальными предпринимателями, следовательно, при отсутствии соответствующей регистрации их действия могут быть квалифицированы как незаконное предпринимательство <7>. Изложенная позиция основана на расширительном толковании признаков преступления, закрепленного в ст. 171 УК РФ, что недопустимо. При формировании позиции защиты следует обратиться к положениям специального законодательства, определяющим правовой статус самозанятых граждан. С 2020 г. возможность перейти на уплату налога на профессиональный доход установлена для двадцати трех регионов РФ: предоставлено право на территории указанных субъектов РФ применять специальный налоговый режим "налог на профессиональный доход". Применять этот налоговый режим вправе физические лица, в том числе предприниматели. Таким образом, речь идет не о регистрации субъекта в качестве самозанятого лица, а о возможности при определенных, прямо указанных в законе обстоятельствах использовать особый налоговый режим. Следовательно, занятие профессиональной деятельностью и неуплата налога от такой деятельности не могут образовывать состав преступления, закрепленный в ст. 171 УК РФ.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)
Экономическая составляющая такого подхода вполне очевидна, об этом свидетельствует официальная статистика. По данным сайта ФНС, в 2019 г. самозанятые уплатили налогов на сумму около 1 млрд рублей, что, кстати, оказалось ниже ожидаемых показателей в 2 раза; в 2020 г. самозанятые, отчитавшись о 130 млрд руб. доходов, внесли в бюджетную систему РФ 3,5 млрд руб. налогов. В целом за время эксперимента, по состоянию на сентябрь 2021 г., 3 млн самозанятых с 587 млрд доходов уплатили около 15 млрд руб. налогов <6>.

Нормативные акты

Обзор: "Основные изменения налогового законодательства в 2020 году"
(КонсультантПлюс, 2020)
С 1 января 2020 года эксперимент по переводу самозанятых граждан на уплату налога на профдоход действует еще в 19 регионах.
"Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года"
(утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13)
создания нового налогового режима для самозанятых граждан, предусматривающего с 2020 года уплату единого платежа по пониженным ставкам и освобождение от обязанности представлять отчетность;