Самоконтроль органов местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Самоконтроль органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ: Отмена публичным органом в порядке самоконтроля ранее принятых им актов о предоставлении участков в аренду не является основанием расторжения договора аренды
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2015) и другие акты высших судов
Применимые нормы: пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ
Законность предоставления земельных участков, заключения договоров аренды этих участков с последующей переменой лиц на стороне арендатора путем заключения трехсторонних договоров с участием арендодателя истец не оспаривал и суд апелляционной инстанции под сомнение не ставил. Единственным основанием для расторжения договоров аренды, которое было указано и истцом, и судом апелляционной инстанции, являлась отмена органом местного самоуправления "в порядке самоконтроля" постановления о предоставлении земельных участков в аренду, что, по существу, представляет собой расторжение договора по требованию одной из сторон. Между тем данное основание расторжения договора аренды нормами гражданского и земельного законодательства не предусмотрено.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 48 "Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""По смыслу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ и разъяснений высших судебных инстанций, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985 и от 29.04.2019 N 307-КГ18-21642)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о признании права на земельный участок
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, само по себе отсутствие разрешения на строительство еще не может быть основанием отказа в иске о признании права собственности лица на самовольную постройку. Кроме того, суды также отмечали, что даже наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не исключает признания этого объекта самовольной постройкой, если он возведен с нарушением, указанным в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Однако если орган местного самоуправления все же выдал разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и право собственности на него было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, то отменить собственное разрешение в порядке самоконтроля орган местного самоуправления не вправе.
Статья: Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)
Во-вторых, в российской правовой системе ближайшим эквивалентом благоприятствующих административных актов выступают акты (действия), издаваемые (совершаемые) по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с Законом N 210-ФЗ. Распространенная практика отмены подобных актов в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и тем более государственными органами, по нашему убеждению, нелегитимна, поскольку:

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)
37. Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. При этом решение органа местного самоуправления об отмене ранее изданного муниципального правового акта должно быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.