Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам

Подборка наиболее важных документов по запросу Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 N 11АП-16335/2021 по делу N А55-30580/2020
Требование: О признании незаконными действий (бездействия) налогового органа, выразившегося в отказе в возврате излишне взысканного налога, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Вступившим в законную силу решением АС Самарской области от 14.08.2020 г. по делу N А55-3176/2020, в котором участвовали те же лица, установлено, что решением ИФНС РФ по Промышленному району г. Самары от 03.04.2019 г. N 360 признаны безнадежными к взысканию и списаны недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам на общую сумму 338 226,74 руб., начисленные названным решением инспекции в 2014 г.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Как в бухучете проводить списание безнадежной задолженности по налогам
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)
ИФНС в течение одного рабочего дня принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Последние изменения: Списание задолженности по налогам как безнадежной
(КонсультантПлюс, 2024)
Уточнены список платежей, подлежащих списанию, форма справки о суммах недоимки и форма решения о списании, которые оформляет инспекция. Перечень документов, необходимых для признания долгов безнадежными, зависит от причины списания. Согласно порядку налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных п. п. 1, 4 ст. 59 НК РФ, и в течение одного рабочего дня принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании этих сумм.

Нормативные акты

<Письмо> ФНС России от 31.12.2019 N ГД-4-14/27372@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2019)>
После исключения ООО "А." из ЕГРЮЛ в отношении указанной задолженности Межрайонной инспекцией принято решение от 14.12.2017 N 721 о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова"
3.2. Принятие налоговым органом решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и списание их в соответствии с правилами статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 года N ММВ-7-8/164@), представляет собой отдельное (самостоятельное) основание прекращения налогового правоотношения (обязательства). Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, целью признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и их списания выступает в том числе освобождение от уплаты налога (Определение от 19 мая 2009 года N 757-О-О). Тем самым происходит законное освобождение налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности, по сути, в административно-управленческих интересах самого публичного субъекта. Из ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что пункт 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая одно из оснований прекращения налогового обязательства, участвует в поддержании необходимой определенности в системе налогообложения, а это, кроме прочего, гарантирует обусловленную требованиями Конституции Российской Федерации защиту от произвольных решений в этой области (постановления от 17 марта 2009 года N 5-П и от 5 июля 2016 года N 15-П; определения от 1 октября 2009 года N 1268-О-О и N 1269-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1484-О-О, от 6 июля 2010 года N 1084-О-О и от 7 декабря 2010 года N 1718-О-О).