Рекреация на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекреация на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Проект освоения лесов в целях устойчивого управления лесами, повышения их потенциала, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (рекомендуемый образец)
(Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864 (ред. от 07.08.2023))Ведомость учета деревьев на лесном участке (земельном
(Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864 (ред. от 07.08.2023))Ведомость учета деревьев на лесном участке (земельном
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 N 13АП-19737/2024 по делу N А21-1591/2024
Категория: 1) Купля-продажа земли; 2) Споры с органами местного самоуправления в сфере управления и контроля за муниципальным имуществом.
Требования покупателя: О признании незаконным отказа в выкупе земельного участка.
Обстоятельства: Ответчик отказал в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что объект предоставлен в аренду под конкретные цели - для сельскохозяйственного использования, однако заявителем не осуществляется деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством, участок используется в целях выпаса лошадей при осуществлении иного вида предпринимательской деятельности.
Решение: Отказано.Между тем, в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, не тождественный виду разрешенного использования "отдых (рекреация)" для целей применения постановления N 629.
Категория: 1) Купля-продажа земли; 2) Споры с органами местного самоуправления в сфере управления и контроля за муниципальным имуществом.
Требования покупателя: О признании незаконным отказа в выкупе земельного участка.
Обстоятельства: Ответчик отказал в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что объект предоставлен в аренду под конкретные цели - для сельскохозяйственного использования, однако заявителем не осуществляется деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством, участок используется в целях выпаса лошадей при осуществлении иного вида предпринимательской деятельности.
Решение: Отказано.Между тем, в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, не тождественный виду разрешенного использования "отдых (рекреация)" для целей применения постановления N 629.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 17.10.2024 N 33-32152/2024 (УИД 23RS0004-01-2022-003591-81)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе осмотра спорного земельного участка установлено, что в его границах фактически расположены объекты некапитального строительства, которые имеют признаки самовольной постройки.
Решение: Удовлетворено в части.Ответчиками не представлено доказательств использования спорных построек при ведении на участке крестьянского (фермерского) хозяйства, что является отличием агротуризма от иных форм организации отдыха. Имеющиеся в материалах дела товарные накладные о приобретении живой рыбы, саженцев винограда и сдаче винограда производителю вин объективно и достоверно не свидетельствуют о выращивании указанной продукции именно на территории усадьбы с использованием спорных построек, поскольку не содержат соответствующих сведений. Спорные объекты, имеющие внешние атрибуты элементов благоустройства, не соответствует целевому использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также размещению в границах рекреационной зоны заказника ООПТ "Государственный природный заказник регионального значения "Красная горка".
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе осмотра спорного земельного участка установлено, что в его границах фактически расположены объекты некапитального строительства, которые имеют признаки самовольной постройки.
Решение: Удовлетворено в части.Ответчиками не представлено доказательств использования спорных построек при ведении на участке крестьянского (фермерского) хозяйства, что является отличием агротуризма от иных форм организации отдыха. Имеющиеся в материалах дела товарные накладные о приобретении живой рыбы, саженцев винограда и сдаче винограда производителю вин объективно и достоверно не свидетельствуют о выращивании указанной продукции именно на территории усадьбы с использованием спорных построек, поскольку не содержат соответствующих сведений. Спорные объекты, имеющие внешние атрибуты элементов благоустройства, не соответствует целевому использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также размещению в границах рекреационной зоны заказника ООПТ "Государственный природный заказник регионального значения "Красная горка".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Ключевые слова: вид разрешенного использования, туризм, рекреация, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Ключевые слова: вид разрешенного использования, туризм, рекреация, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения.
Статья: Порча земли (ст. 254 УК РФ): проблемы конструирования и практики применения, уголовно-правовая характеристика состава преступления
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Категория подвергающихся порче земель (сельскохозяйственные, обороны, лесные, рекреационные, населенных пунктов и т.д.) по смыслу ст. 254 УК РФ значения не имеет. Не имеет значения и то, являются земли, которые портят, освоенными или нет, в чьей собственности они находятся, поскольку ст. 3, 6, 7 ЗК РФ не делают в этом плане никаких исключений.
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Категория подвергающихся порче земель (сельскохозяйственные, обороны, лесные, рекреационные, населенных пунктов и т.д.) по смыслу ст. 254 УК РФ значения не имеет. Не имеет значения и то, являются земли, которые портят, освоенными или нет, в чьей собственности они находятся, поскольку ст. 3, 6, 7 ЗК РФ не делают в этом плане никаких исключений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"1. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Особая экономическая зона может располагаться на земельных участках, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов.
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"1. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Особая экономическая зона может располагаться на земельных участках, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов.
Федеральный закон от 04.08.2023 N 448-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. Туристско-рекреационные особые экономические зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расположенные частично в границах земель сельскохозяйственного назначения, сохраняются до истечения срока, на который они созданы, и продлению этот срок не подлежит. Включение в границы туристско-рекреационных особых экономических зон земель сельскохозяйственного назначения не допускается. Использование земель сельскохозяйственного назначения в границах туристско-рекреационных особых экономических зон осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. Туристско-рекреационные особые экономические зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расположенные частично в границах земель сельскохозяйственного назначения, сохраняются до истечения срока, на который они созданы, и продлению этот срок не подлежит. Включение в границы туристско-рекреационных особых экономических зон земель сельскохозяйственного назначения не допускается. Использование земель сельскохозяйственного назначения в границах туристско-рекреационных особых экономических зон осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- земли сельскохозяйственного направления рекультивации;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- земли сельскохозяйственного направления рекультивации;
Статья: Понятие и место права рационального природопользования в системе экологического права
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2020, N 6)В современных научных трудах термин "право рационального природопользования" практически не применяется. В правовой доктрине нашего времени признается, что "философия права рационального природопользования (здесь и далее выделено нами. - Е.Л.) должна выражать отношение населения к самой возможности, неизбежности, в какой-то мере закономерности возникновения экологических опасностей при современных способе мышления и производстве" <8>. Однако сегодняшняя научная непопулярность словосочетания "право рационального природопользования" совсем не означает отсутствия соответствующей системы норм, объединенных единой целью правового регулирования. В законодательстве существует множество случаев закрепления прав, обязанностей и требований по рациональному использованию тех или иных природных ресурсов <9>. Сравнительно часто в нормативных правовых актах употребляются нормы, устанавливающие способы обеспечения и повышения (увеличения) устойчивости <10> экологических систем или их частей, которые сам же законодатель относит к рациональному использованию конкретного природного ресурса: восстановление <11>, сохранение и улучшение окружающей среды <12>, реабилитация территории, развитие природного и рекреационного потенциала <13>, улучшение организации территории, улучшение ландшафтов, улучшение сельскохозяйственных угодий, восстановление и консервация земель, рекультивация нарушенных земель <14> и т.д. Перечисленные примеры требований о рациональном использовании природных ресурсов, обеспечении и повышении устойчивости экологических систем свидетельствуют о наличии системы норм о рациональном природопользовании. Другими словами, выделяется группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению и повышению устойчивости экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, составляющих предмет права рационального природопользования.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2020, N 6)В современных научных трудах термин "право рационального природопользования" практически не применяется. В правовой доктрине нашего времени признается, что "философия права рационального природопользования (здесь и далее выделено нами. - Е.Л.) должна выражать отношение населения к самой возможности, неизбежности, в какой-то мере закономерности возникновения экологических опасностей при современных способе мышления и производстве" <8>. Однако сегодняшняя научная непопулярность словосочетания "право рационального природопользования" совсем не означает отсутствия соответствующей системы норм, объединенных единой целью правового регулирования. В законодательстве существует множество случаев закрепления прав, обязанностей и требований по рациональному использованию тех или иных природных ресурсов <9>. Сравнительно часто в нормативных правовых актах употребляются нормы, устанавливающие способы обеспечения и повышения (увеличения) устойчивости <10> экологических систем или их частей, которые сам же законодатель относит к рациональному использованию конкретного природного ресурса: восстановление <11>, сохранение и улучшение окружающей среды <12>, реабилитация территории, развитие природного и рекреационного потенциала <13>, улучшение организации территории, улучшение ландшафтов, улучшение сельскохозяйственных угодий, восстановление и консервация земель, рекультивация нарушенных земель <14> и т.д. Перечисленные примеры требований о рациональном использовании природных ресурсов, обеспечении и повышении устойчивости экологических систем свидетельствуют о наличии системы норм о рациональном природопользовании. Другими словами, выделяется группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению и повышению устойчивости экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, составляющих предмет права рационального природопользования.
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения, при условии соответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территорий (далее - ДПТ) и землеустроительной документации (п. 3 ст. 4, пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения, при условии соответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территорий (далее - ДПТ) и землеустроительной документации (п. 3 ст. 4, пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2. Водный кодекс РФ допускает возможность одновременного использования водных объектов для одной или нескольких целей: орошения и осушения земель, сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения пастбищ, рыбоводства; водоснабжения объектов промышленного производства; коммунально-бытового использования в системах водоснабжения населенных пунктов; транспортного использования; рекреационного использования; сброса сточных, в том числе дренажных, вод и др.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)2. Водный кодекс РФ допускает возможность одновременного использования водных объектов для одной или нескольких целей: орошения и осушения земель, сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения пастбищ, рыбоводства; водоснабжения объектов промышленного производства; коммунально-бытового использования в системах водоснабжения населенных пунктов; транспортного использования; рекреационного использования; сброса сточных, в том числе дренажных, вод и др.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем ст. 7 Закона о переводе земель установлены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Перевод таких земель допускается в исключительных случаях, связанных:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем ст. 7 Закона о переводе земель установлены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Перевод таких земель допускается в исключительных случаях, связанных:
Статья: Методологические подходы к исследованию права рационального природопользования
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В законодательстве отсутствует определение рационального природопользования. Вместе с тем в нормативных правовых актах и политико-правовых документах встречаются указания на различные способы увеличения устойчивости экологических систем или их частей, которые законодатель относит к рациональному использованию конкретного природного ресурса: восстановление <9>, сохранение и улучшение окружающей среды <10>, реабилитация территории, развитие природного и рекреационного потенциала <11>, улучшение организации территории, улучшение ландшафтов, улучшение сельскохозяйственных угодий, восстановление и консервация земель, рекультивация нарушенных земель <12> и т.д.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В законодательстве отсутствует определение рационального природопользования. Вместе с тем в нормативных правовых актах и политико-правовых документах встречаются указания на различные способы увеличения устойчивости экологических систем или их частей, которые законодатель относит к рациональному использованию конкретного природного ресурса: восстановление <9>, сохранение и улучшение окружающей среды <10>, реабилитация территории, развитие природного и рекреационного потенциала <11>, улучшение организации территории, улучшение ландшафтов, улучшение сельскохозяйственных угодий, восстановление и консервация земель, рекультивация нарушенных земель <12> и т.д.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)ЗК РТ содержит 105 статей, объединенных в 17 глав (без учета исключенных положений), которые посвящены регулированию следующих вопросов: основные положения; права и обязанности землепользователей; предоставление земель; плата за землю; прекращение права пользования землей; возмещение убытков землепользователя; защита земельных прав; охрана земель; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; землеустройство и государственный земельный кадастр; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)ЗК РТ содержит 105 статей, объединенных в 17 глав (без учета исключенных положений), которые посвящены регулированию следующих вопросов: основные положения; права и обязанности землепользователей; предоставление земель; плата за землю; прекращение права пользования землей; возмещение убытков землепользователя; защита земельных прав; охрана земель; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; землеустройство и государственный земельный кадастр; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)- включение в градостроительный регламент не только текущих, собственно сельскохозяйственных видов использования земельных участков, но и рекреационных, на которых не допускается возведение объектов капитального строительства <9>, и т.д.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)- включение в градостроительный регламент не только текущих, собственно сельскохозяйственных видов использования земельных участков, но и рекреационных, на которых не допускается возведение объектов капитального строительства <9>, и т.д.