Рекомендации ФАТФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекомендации ФАТФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)
(Мамбеталиева А.)
("Налоговый вестник", 2016, N 2)Основные положения рекомендаций ФАТФ <3>:
(Мамбеталиева А.)
("Налоговый вестник", 2016, N 2)Основные положения рекомендаций ФАТФ <3>:
Статья: Идентификация выгодоприобретателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
Путеводитель по судебной практике: Расчеты.
Вправе ли банк отказаться от исполнения платежного поручения, если клиент не представил необходимые сведения
(КонсультантПлюс, 2025)При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации, изложенными в письме от 03.09.2008 N 111-Т, и Сорока рекомендациями ФАТФ.
Вправе ли банк отказаться от исполнения платежного поручения, если клиент не представил необходимые сведения
(КонсультантПлюс, 2025)При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации, изложенными в письме от 03.09.2008 N 111-Т, и Сорока рекомендациями ФАТФ.
Статья: Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма путем стандартизации на национальном уровне
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) применяются рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), так называемые международные стандарты. Для повышения эффективности международного взаимодействия также используются наднациональные акты. Так, в странах Европейского союза единообразие предлагается обеспечить путем усиления роли Директив по борьбе с отмыванием денег, создания единого наднационального надзорного механизма и единого свода правил <11>.
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) применяются рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), так называемые международные стандарты. Для повышения эффективности международного взаимодействия также используются наднациональные акты. Так, в странах Европейского союза единообразие предлагается обеспечить путем усиления роли Директив по борьбе с отмыванием денег, создания единого наднационального надзорного механизма и единого свода правил <11>.
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Статья посвящена сравнительному анализу правовых, институциональных, методологических, информационно-технических основ противодействия отмыванию коррупционных доходов в Российской Федерации и Республике Армения. Авторы ставят целью с помощью такого анализа сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма противодействия отмыванию коррупционных доходов в России и в целом в Евразийском регионе. Исследование логически построено от изучения международных концептуальных и организационно-правовых основ противодействия отмыванию коррупционных доходов до региональных и национальных основ реализации такой политики. Рассматриваются международные обязательства, включая имплементацию профильных рекомендаций ФАТФ, а также их отражение в национальных правовых актах двух государств. Авторы проводят сравнительный анализ российского и армянского законодательства в сфере коррупции и противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), выявляют общие черты и ключевые различия в национальных подходах к противодействию финансовой преступности. Отдельное внимание уделяется методологическим и информационно-техническим основам противодействия отмыванию коррупционных доходов, таким как программные средства контроля за финансовыми операциями, системы отчетности, механизмы взаимодействия уполномоченных органов. На основании выявленных тенденций и проблем формулируются предложения по совершенствованию законодательства и повышению уровня межгосударственного сотрудничества в борьбе с коррупцией и отмыванием коррупционных доходов. Результаты исследования подчеркивают необходимость обмена передовым опытом различных государств для эффективного противодействия легализации коррупционных доходов.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Статья посвящена сравнительному анализу правовых, институциональных, методологических, информационно-технических основ противодействия отмыванию коррупционных доходов в Российской Федерации и Республике Армения. Авторы ставят целью с помощью такого анализа сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма противодействия отмыванию коррупционных доходов в России и в целом в Евразийском регионе. Исследование логически построено от изучения международных концептуальных и организационно-правовых основ противодействия отмыванию коррупционных доходов до региональных и национальных основ реализации такой политики. Рассматриваются международные обязательства, включая имплементацию профильных рекомендаций ФАТФ, а также их отражение в национальных правовых актах двух государств. Авторы проводят сравнительный анализ российского и армянского законодательства в сфере коррупции и противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), выявляют общие черты и ключевые различия в национальных подходах к противодействию финансовой преступности. Отдельное внимание уделяется методологическим и информационно-техническим основам противодействия отмыванию коррупционных доходов, таким как программные средства контроля за финансовыми операциями, системы отчетности, механизмы взаимодействия уполномоченных органов. На основании выявленных тенденций и проблем формулируются предложения по совершенствованию законодательства и повышению уровня межгосударственного сотрудничества в борьбе с коррупцией и отмыванием коррупционных доходов. Результаты исследования подчеркивают необходимость обмена передовым опытом различных государств для эффективного противодействия легализации коррупционных доходов.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств, в том числе с учетом мировых стандартов в рамках рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств, в том числе с учетом мировых стандартов в рамках рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В 2018 г. ФАТФ позиционировала, что требования по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма распространяются и на виртуальные активы. Здесь следует подчеркнуть, что ФАТФ оперирует именно понятием "виртуальный актив" (VA), под которым понимается цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использовано для целей платежа или инвестиций. Важно отметить, что, по мнению ФАТФ, виртуальные активы не включают в себя цифровое выражение фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, которые уже отражены где-либо в Рекомендациях ФАТФ.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В 2018 г. ФАТФ позиционировала, что требования по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма распространяются и на виртуальные активы. Здесь следует подчеркнуть, что ФАТФ оперирует именно понятием "виртуальный актив" (VA), под которым понимается цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использовано для целей платежа или инвестиций. Важно отметить, что, по мнению ФАТФ, виртуальные активы не включают в себя цифровое выражение фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, которые уже отражены где-либо в Рекомендациях ФАТФ.
Статья: Институт кредитования: роль в отмывании коррупционных доходов
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2025, N 1)Вместе с тем для завладения возведенным объектом Хризман в качестве инвестора привлек своего сына, который не имел собственных активов, хозяйственную деятельность не вел. В целях создания видимости вложения капитала он получил ссуду, которую погашал за счет сдачи указанной недвижимости в аренду. При этом служащие банка знали и понимали экономическую несостоятельность заемщика, а также необеспеченность долга реальными гарантиями. Однако в силу личных взаимоотношений Хризмана с руководством кредитного учреждения денежные средства под залог торгового центра выданы в нарушение рекомендаций ФАТФ <1> и законодательства о противодействии легализации незаконных доходов.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2025, N 1)Вместе с тем для завладения возведенным объектом Хризман в качестве инвестора привлек своего сына, который не имел собственных активов, хозяйственную деятельность не вел. В целях создания видимости вложения капитала он получил ссуду, которую погашал за счет сдачи указанной недвижимости в аренду. При этом служащие банка знали и понимали экономическую несостоятельность заемщика, а также необеспеченность долга реальными гарантиями. Однако в силу личных взаимоотношений Хризмана с руководством кредитного учреждения денежные средства под залог торгового центра выданы в нарушение рекомендаций ФАТФ <1> и законодательства о противодействии легализации незаконных доходов.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Пятый признак финансового нарушения - "наличие сведений о месте регистрации или месте нахождения юридического лица - участника казначейского сопровождения или юридического лица, получающего денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения, в государстве (на территории), включенном (включенной) в перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)" <1>. Мера реагирования - предупреждение (информирование).
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Пятый признак финансового нарушения - "наличие сведений о месте регистрации или месте нахождения юридического лица - участника казначейского сопровождения или юридического лица, получающего денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения, в государстве (на территории), включенном (включенной) в перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)" <1>. Мера реагирования - предупреждение (информирование).
Статья: Мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: актуальные вопросы
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Предметом исследования является деятельность международных организаций по контролю за противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма. На основе анализа действующего законодательства и обзора научной литературы выделены основные варианты позиционирования легализации доходов, полученных преступным путем. Противодействие подобной легализации может рассматриваться в качестве элемента финансового контроля, банковского надзора, средства развития экономики и обеспечения безопасности, составляющей механизмов повышения прозрачности банковских и иных финансовых операций, условия регулирования виртуальных валют. Обозначена важная роль международных стандартов в борьбе с легализацией преступных доходов. Выделены различные виды подобных стандартов, связанных с рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, директивами мировых банков и иными актами "мягкого" регулирования. При работе над темой были использованы методы сравнительного анализа, классификации и систематизации, юридической формализации. Основные выводы автора заключаются в обосновании роли мировых стандартов в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также выделении форм таких стандартов в современном наднациональном регулировании этих общественных отношений. Сделан вывод о том, что сфера наднационального регулирования противодействия отмыванию преступных доходов будет расширяться. Мировые стандарты в этой сфере отражают так называемое "мягкое" регулирование, регулирование на уровне принципов и в форме рекомендаций. Подобное регулирование имеет важное значение для унификации национальных антиотмывочных механизмов и установления минимума для подобных мер. Особым вкладом автора является обоснование связи процессов легализации преступных доходов с процессами интеграции, цифровизации, оборота криптовалют, а также вывод о развитии новых центров инициирования антиотмывочных стандартов и контроля за их осуществлением.
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Предметом исследования является деятельность международных организаций по контролю за противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма. На основе анализа действующего законодательства и обзора научной литературы выделены основные варианты позиционирования легализации доходов, полученных преступным путем. Противодействие подобной легализации может рассматриваться в качестве элемента финансового контроля, банковского надзора, средства развития экономики и обеспечения безопасности, составляющей механизмов повышения прозрачности банковских и иных финансовых операций, условия регулирования виртуальных валют. Обозначена важная роль международных стандартов в борьбе с легализацией преступных доходов. Выделены различные виды подобных стандартов, связанных с рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, директивами мировых банков и иными актами "мягкого" регулирования. При работе над темой были использованы методы сравнительного анализа, классификации и систематизации, юридической формализации. Основные выводы автора заключаются в обосновании роли мировых стандартов в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также выделении форм таких стандартов в современном наднациональном регулировании этих общественных отношений. Сделан вывод о том, что сфера наднационального регулирования противодействия отмыванию преступных доходов будет расширяться. Мировые стандарты в этой сфере отражают так называемое "мягкое" регулирование, регулирование на уровне принципов и в форме рекомендаций. Подобное регулирование имеет важное значение для унификации национальных антиотмывочных механизмов и установления минимума для подобных мер. Особым вкладом автора является обоснование связи процессов легализации преступных доходов с процессами интеграции, цифровизации, оборота криптовалют, а также вывод о развитии новых центров инициирования антиотмывочных стандартов и контроля за их осуществлением.
Статья: Международное сотрудничество в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в Республике Индия: правовое регулирование
(Карпович В.Э.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)По итогам пленарного заседания ФАТФ, проходившего в Сингапуре с 26 по 28 июня 2024 г., Индия была отнесена к категории стран на "регулярном мониторинге", что отличает ее только от четырех других стран "Большой двадцатки" (G20) <4>. "Регулярный мониторинг" означает, помимо прочего, что Индия должна представить отчет о ходе исполнения рекомендаций ФАТФ только в октябре 2027 г. <5>. ФАТФ относит страны-члены к любой из четырех категорий, а именно: "регулярный мониторинг", "усиленный мониторинг", "серый список" и "черный список", причем регулярный мониторинг является самой высокой категорией из вышеупомянутых. Из 177 стран, охваченных ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), только в 24 странах, включая Индию, осуществляется регулярный мониторинг.
(Карпович В.Э.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)По итогам пленарного заседания ФАТФ, проходившего в Сингапуре с 26 по 28 июня 2024 г., Индия была отнесена к категории стран на "регулярном мониторинге", что отличает ее только от четырех других стран "Большой двадцатки" (G20) <4>. "Регулярный мониторинг" означает, помимо прочего, что Индия должна представить отчет о ходе исполнения рекомендаций ФАТФ только в октябре 2027 г. <5>. ФАТФ относит страны-члены к любой из четырех категорий, а именно: "регулярный мониторинг", "усиленный мониторинг", "серый список" и "черный список", причем регулярный мониторинг является самой высокой категорией из вышеупомянутых. Из 177 стран, охваченных ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), только в 24 странах, включая Индию, осуществляется регулярный мониторинг.