Регистрация права собственности на земли общего пользования

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права собственности на земли общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 N 17АП-7833/2021(5)-АК по делу N А60-66529/2020
Требование: Об отмене определения о включении требований в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Согласно сведениям из публичной кадастровой карты доступ к принадлежащим должнику земельным участкам осуществляется с земельного участка, право собственности на который с 03.06.2020 было зарегистрировано за ДНП "Волчиха". Принятие ТСН "Канал" указанного земельного участка 16.06.2020 от ДНП "Волчиха" подтверждено актом. Регистрация за кредитором права собственности в отношении земельного участка общего пользования в 2021 году не свидетельствует об освобождении должника от оплаты понесенных кредитором расходов на содержание имущества.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 19.07.2022 по делу N 33а-1485/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании решения незаконным, признании права на приобретение в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного под принадлежащим ей объектом недвижимости. Письмом ответчик в удовлетворении заявления отказал, поскольку земельный участок расположен в границах красных линий.
Решение: Отказано.
При этом факт отсутствия в ЕГРН сведений об ограничении в пользовании земельным участком и сведений о координатах красных линий не свидетельствует о незаконности отказа, поскольку материалы дела достоверно подтверждают факт нахождения спорного объекта недвижимости в коридоре красных линий, на земельном участке, являющемся территорией общего пользования - автомобильной дорогой, о котором административному истцу было известно в момент регистрации права собственности на торговый павильон, расположенный на данном земельном участке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции также не принял во внимание доказательства последующего юридического оформления ответчиком фактически изъятого земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2018 г.: справка кадастрового инженера о расположении в границах спорного земельного участка линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования; регистрация в ЕГРН права муниципальной собственности на спорный земельный участок с изменением вида разрешенного использования в качестве территории общего пользования; передача участка на праве постоянного бессрочного пользования МКУ {...}; указание спорного участка в проекте межевания в числе участков, которые отнесены к территории общего пользования и предполагаются к изъятию для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги; принятие Постановления от 28 мая 2019 г. N 2208, где спорный участок указан как предназначенный для размещения автомобильной дороги местного значения. Действия ответчика по закреплению юридического статуса существующего внутрирайонного проезда были направлены на устранение нарушений, допущенных им при застройке микрорайона в отсутствие схемы планировки его улично-дорожной сети, с учетом сформировавшегося фактического использования спорного земельного участка в качестве объекта транспортной инфраструктуры района.
Статья: Кадастровый учет земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
- если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности РФ, права собственности субъекта РФ, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства) (ч. 15 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости);

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)
Из содержания пункта 4 статьи 222 ГК РФ следует, что органы местного самоуправления вправе принимать решение о сносе самовольной постройки в случаях, указанных в данной норме, при условии, что в отношении объекта недвижимого имущества право собственности в ЕГРН не зарегистрировано. В частности, таким случаем является возведение или создание самовольной постройки на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Следует обратить внимание, что Закон о регистрации, устанавливая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, предусматривает, что, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о регистрации).