Регистрация охранных зон

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация охранных зон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Ранее, несмотря на предписания п. п. 2 и 6 ст. 56 ЗК РФ, в соответствии с которыми ЗОУИТ являются обременением земельного участка и подлежат регистрации, у государственных органов и судов сформировалась позиция, в соответствии с которой ЗОУИТ существует вне зависимости от государственной регистрации. Например, в отношении охранных зон суды указывали, что создание охранной зоны и ограничения по использованию земельного участка в охранной зоне связаны с самим фактом существования опасного объекта, а не с регистрацией охранной зоны <1>. Однако данный подход грубым образом нарушает права правообладателей участков/ОКС на них, которые, действуя разумно и осмотрительно, например заказав выписку ЕГРН, не могли получить информацию о попадании объектов недвижимости в ЗОУИТ.
Статья: Новое в регулировании статуса зон с особыми условиями использования территорий
(Степанова Л.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 4)
<9> Например, в отношении охранных зон суды указывали на то, что создание охранной зоны и ограничения по использованию земельного участка в такой зоне связаны с самим фактом существования опасного объекта, а не с регистрацией охранной зоны, а также на то, что внесение сведений об охранной зоне в ЕГРН не требуется, если на момент создания соответствующего объекта не требовалось осуществление кадастрового учета охранных зон (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 июня 2013 года N ВАС-6464/13 по делу N А 65-30854/2011; Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2014 года по делу N 33-15312/2014).

Нормативные акты

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
Рассматривая вопрос об обязанности регистрационного органа проверить, распространялись ли ограничения, возникающие в связи с наличием охранных зон и минимально допустимых расстояний, на участки заявителей, Суд обратил внимание на то, что, вопреки доводам властей, охранные зоны должны были быть зарегистрированы в едином государственном реестре, а впоследствии - в государственном кадастре. В соответствии с обстоятельствами указанного дела участки земли, принадлежавшие Ж. и К., частично находились в охранных зонах, однако компании, эксплуатирующие газопроводы и продуктопроводы, не произвели регистрацию каких-либо ограничений, наложенных на земельный участок Ж. в связи с существованием таких охранных зон. Кроме того, они произвели регистрацию данных охранных зон уже после регистрации права собственности К. Что же касается минимально допустимых расстояний между газопроводами и жилыми объектами, в пределах которых были расположены дома Кас. и В., то такие минимально допустимые расстояния, по мнению Суда, и вовсе не подлежали официальной регистрации (пункт 102 постановления).