Региональный оператор свалка

Подборка наиболее важных документов по запросу Региональный оператор свалка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 25.06.2021 N 301-ЭС21-11897 по делу N А43-49419/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения в размере стоимости оказанных услуг по ликвидации места несанкционированного размещения отходов (НРО).
Обжалуемый результат спора: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не установил, какой орган местного самоуправления и каким правовым актом был наделен полномочиями по контролю за образованием и ликвидацией мест НРО, а также каким образом финансировалась реализация этих полномочий и как расходовались выделенные средства.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Следует отметить, поскольку несанкционированная свалка ликвидирована Обществом на участке, право государственной собственности на который не разграничено, суду при новом рассмотрении дела необходимо определить, кто с учетом положений федерального законодательства, а также законодательства Нижнего Новгорода и Нижегородской области осуществляет распоряжение неразграниченными землями, расположенными на территории города, кто получает доход от использования таких земель и на кого (соответствующие органы Нижнего Новгорода или Нижегородской области) возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок в городе, кто в силу пункта 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, должен компенсировать расходы, понесенные Обществом как региональным оператором по ликвидации свалки.
Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2023 N 310-ЭС23-3760 по делу N А14-18236/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании действий по вывозу отходов с земельных участков и самостоятельной ликвидации места несанкционированного размещения отходов незаконными, запрете вывоза отходов.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку действия сторон, связанные с ликвидацией несанкционированных мест размещения отходов, полностью подпадают под законодательное регулирование и не обусловлены волей сторон.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку принятые по делу судебные акты фактически лишают общество права на возмещение понесенных расходов на ликвидацию свалки, чем существенно нарушаются его права в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению заявителя, апелляционный суд ошибочно признал спорную свалку на территории санкционированной, неправомерно сославшись на доказательства и правовые нормы, отсутствовавшие на момент осуществления региональным оператором оспариваемых действий.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: ...Региональный оператор обнаружил несанкционированную свалку. Он уведомил собственника земельного участка (местную администрацию) о необходимости ликвидации свалки. К уведомлению был приложен проект договора на оказание соответствующих услуг. Вправе ли местная администрация заключить указанный договор?
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 3)
Вопрос: В нашем городе действует региональный оператор по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей (несанкционированную свалку). Он уведомил об обнаружении места несанкционированной свалки муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, а также уведомил собственника земельного участка (местную администрацию) о необходимости ликвидации свалки. К уведомлению был приложен проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Вправе ли местная администрация заключить указанный договор на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2024)
При использовании данной практики учтите, что, по мнению Конституционного Суда РФ, до внесения ряда изменений в законодательство суд должен в решении, по которому муниципальные органы обязаны ликвидировать незаконную свалку (ТКО) за счет средств местного бюджета либо с муниципального образования взыскиваются расходы, понесенные региональным оператором на ликвидацию такой свалки (ТКО), указывать условия финансового обеспечения (Постановление от 30.05.2023 N 27-П).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Суд установил, что несанкционированное размещение ТКО произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах города - муниципального образования, и взыскал с муниципального образования в лице администрации расходы, понесенные региональным оператором на ликвидацию несанкционированной свалки.