Разница между сокращением штата и численности

Подборка наиболее важных документов по запросу Разница между сокращением штата и численности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Форма: Коллективный договор для субъектов малого и среднего предпринимательства строительства и промышленности строительных материалов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Работникам, уволенным по сокращению численности или штата организации за два года до назначения пенсии, стоящим на учете в органе службы занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного Работника.
Форма: Коллективный договор (с условиями о социально-бытовом обслуживании работников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
2.12. При увольнении Работника предпенсионного возраста (мужчины - с ____ лет, женщины - с ____ лет) по сокращению численности или штата по договоренности с ними им выплачивается за счет средств Работодателя разница между пособием по безработице и средним месячным заработком Работника до достижения им пенсионного возраста, установленного законодательством Российской Федерации, или ежемесячное пособие в размере пенсии по старости до достижения им пенсионного возраста, установленного законодательством Российской Федерации.

Судебная практика

Информация о Решении ЕСПЧ от 20.12.2018 по делу "J.B. и другие (J.B. and Others) против Венгрии" (жалоба N 45434/12 и другие жалобы)
По делу обжалуются снижение пенсионного возраста заявителей для обязательного выхода в отставку и последствия этой меры для их профессиональной карьеры и личной жизни. Жалоба объявлена неприемлемой для рассмотрения по существу.
Заявители в целом утверждали, что их увольнение привело к внезапному и очень значительному сокращению доходов. Они также указывали, что вследствие существенной разницы между размером их ежемесячной пенсии по старости и их прежним денежным содержанием они в течение нескольких месяцев утратили от двух третей до трех четвертей своего ежемесячного дохода. Данная ситуация серьезно угрожала материальному благополучию некоторых заявителей и их семей. Однако Европейскому Суду не были предоставлены какая-либо индивидуальная информация или детали в отношении заявителей, не говоря уже о каких-либо доказательствах, о вышеупомянутых финансовых трудностях, которые, кроме того, оказались временными, поскольку заявители впоследствии смогли получить свое невыплаченное вознаграждение. Двое заявителей также жаловались на то, что их увольнение вызвало у них проблемы со здоровьем и эмоциональный стресс. Однако они не представили доказательств этих утверждений. При таких обстоятельствах Европейский Суд не мог не отметить отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые меры серьезно затронули "ближайшее окружение" личной жизни вышеупомянутых заявителей.
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2006 по делу N 5-В06-110
Иск о признании недействительным приказа о восстановлении на работе в части установления должностного оклада и взыскания недополученной заработной платы удовлетворен, поскольку установление работнику должностного оклада ниже, чем окладов другим выполняющим аналогичную работу сотрудникам организации, является одним из видов дискриминации в оплате за равный труд, нарушает конституционные права работника.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Из этой нормы следует, что работник вправе требовать равное вознаграждение за равный труд. В случае установления оклада в меньшем размере, чем предусмотрено схемой должностных окладов, он вправе требовать выплаты разницы в зарплате между окладом, установленным в схеме и неправильно назначенным ему окладом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Необлагаемые выплаты бывшим работникам: быть или не быть в РСВ
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2022, N 16)
- объектом обложения взносами у плательщиков являются выплаты, производимые застрахованным физлицам по ОПС, ОМС, на ВНиМ в рамках трудовых отношений (то есть тем людям, с кем заключены трудовые договоры) <4>. При этом база по взносам - это разница между выплатами, которые признаются объектом, и не облагаемыми взносами суммами, поименованными в ст. 422 НК. В частности, не облагаются взносами выплачиваемые государственные пособия, суммы выходного пособия и другие выплаты, связанные с увольнением работников в связи с сокращением численности (штата) <5>;
Статья: Причины простоя по вине работодателя
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 8)
В заключение отметим: принимая решение о введении режима простоя по вине работодателя, нужно учитывать, что простой можно объявлять только при наличии объективных причин, не обусловленных желанием работодателя и не позволяющих работнику выполнять свою трудовую функцию, таких как приостановка производственных процессов, ликвидация организации, лишение лицензии (не во всех случаях), банкротство и др. Не допускается вводить простой при предстоящем сокращении штата работников, если есть возможность обеспечить их работой на период, предшествующий сокращению.

Нормативные акты

Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2017 N 439
"Об утверждении Методики расчета показателей "Создание рабочих мест, не связанных с градообразующей организацией" и "Прирост рабочих мест, не связанных с градообразующей организацией"
<2> Под сокращенными рабочими местами в моногороде подразумевается численность выбывших работников списочного состава, в которую включаются все работники, оставившие работу в организации в связи с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации.
"МДС 12-27.2006. Методическое пособие по проведению обучения по охране труда руководящих работников и специалистов строительных организаций"Работникам, уволенным по сокращению численности или штата за два года до назначения пенсии, стоящим на учете в службе занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного работника.