Распоряжение земельными участками органами местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение земельными участками органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости определения величины арендной платы в размере 0,3% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка является ошибочным, поскольку соответствующее значение арендной платы предусмотрено абзацем первым пункта 2 статьи 3 Вводного закона и Постановлением N 219-п лишь в отношении земельных участков, ранее принадлежавших арендатору на праве постоянного (бессрочного) пользования, что не вытекает из фактических обстоятельств настоящего дела. При этом в отношении иных случаев (за исключением прямо оговоренных) размер арендной платы при аренде земельных участков в расчете на год определяется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в размере рыночной стоимости права аренды земельного участка, рассчитанной за год и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункты 1, 2 Постановления N 219)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения16.1. Вывод из судебной практики: При передаче полномочий от органа местного самоуправления к органу государственной власти по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, права к новому арендодателю переходят независимо от переоформления договора аренды.
Статья: Распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена: соотношение частных и публичных интересов
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)
Примечательно, что обоснованность цели распоряжения земельным участком в судебной практике рассматривается как непосредственный критерий законности его отчуждения. Так, по одному из дел судом было указано, что орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не вправе принять решение о его предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования <4>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
3) в течение шести месяцев со дня прекращения в соответствии с пунктом 5 или 6 настоящей статьи права распоряжения органом местного самоуправления таким земельным участком указанный в подпункте 1 настоящего пункта межведомственный коллегиальный орган не принял решение о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.