Публичный сервитут для строительства дороги

Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут для строительства дороги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 N 17АП-15233/2020-ГК по делу N А60-25023/2020
Требование: О прекращении действия публичного сервитута.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Поскольку сервитут установлен для прохода, проезда через земельные участки неограниченного круга лиц, при планировании строительства спорного жилого дома застройщиком разработан проект с учетом установленного сервитута - с указанной дороги оборудован вход во двор жилого дома и въезд на парковку, ни до начала строительства, ни в период строительства, ни после его завершения со стороны истца отсутствовали возражения относительно строительства жилого дома, суд обоснованно указал, что само по себе строительство многоквартирного жилого дома не изменило существующих обстоятельств и не свидетельствует о возможности или необходимости прекращения публичного сервитута на спорном земельном участке истца.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)
Согласно первой сложно подвергнуть сомнению то обстоятельство, что публичный сервитут по гл. V.7 ЗК РФ необходим для реализации публичных функций. Проведение света, газа, воды, строительство дорог и т.п. осуществляются в интересах неопределенного круга лиц, и предусмотренная гл. V.7 ЗК РФ возможность установления публичного сервитута в пользу определимого лица не влияет на его публично-правовой характер. Выделение такого критерия, как интерес, позволяет выявить целевое назначение публичного сервитута - его направленность на удовлетворение интересов конкретного лица или неопределенного круга лиц. Установление публичного сервитута по гл. V.7 ЗК РФ направлено скорее на оптимизацию государственного управления и сосредоточение всех этапов выполнения задач обеспечения населения определенными ресурсами на одном лице. Именно такое лицо наделено правом ходатайствовать об установлении публичного сервитута, принимать участие в соответствующих судебных спорах и платить за установленный сервитут.
Статья: Ограничение права частной собственности путем установления публичных земельных сервитутов: поиск баланса интересов
(Анисимов А.П., Болтанова Е.С.)
("Журнал российского права", 2020, N 4)
Представляется, что в России необходимо отделять групповые (частно-публичные) интересы (например, строительство нефтепроводов едва ли можно признать публичным интересом) от "классических" публичных интересов (строительство автомобильных дорог, снабжение населения водой или электроэнергией). Соответственно, действующая конструкция публичного сервитута не должна распространяться на частно-публичные интересы - для их обеспечения должен быть установлен частный сервитут без участия органов публичной власти.

Нормативные акты

Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов"
2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;