Программа регулярных наблюдений

Подборка наиболее важных документов по запросу Программа регулярных наблюдений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 07.04.2022 по делу N 7р-77/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования.
Решение: Отказано.
При этом ссылка заявителя на отбор в координатах, не соответствующих программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, не свидетельствует об отсутствии в действиях ГУП РХ "Хакресводоканал" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и нарушении надзорным органом процедуры отбора проб сточных вод.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Становление и развитие правового регулирования организации и осуществления государственного экологического мониторинга в России
(Сатаева Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 6)
Создание такой службы входило в обязанности Главного управления гидрометеорологической службы при Совмине СССР <15> дополнительно к обязанностям по организации наблюдений за состоянием природных явлений и процессов. Передача именно этому управлению головной функции указанной службы была обусловлена необходимостью использования при ее создании тех же принципов, что и при построении метеорологической сети, в частности регулярности, единства программ и методов наблюдений, репрезентативности мест наблюдений <16>.
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая"
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)
В частности, в решении Саратовского арбитражного суда от 07.02.2017 по делу N А57-28587/2016 отмечается, что из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Саратовской области (далее - Управлением) на основании распоряжений от 20.09.2016 N 481р, от 03.10.2016 N 495р проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО "Саратовский НПЗ" (далее - Общества), по итогам которой 24.10.2016 был составлен акт проверки N САР-12. В ходе проверки Управлением было выявлено нарушение условий водопользования, допущенное Обществом по договору водопользования N 64-11.01.00.022-Х-ДИБВ-Т-2015-01567/00 от 18.02.2015, выразившееся в неведении Обществом регулярных наблюдений за состоянием Волгоградского вдхр. в соответствии с согласованной с Уполномоченным органом (отделом водных ресурсов по Саратовской области ИБ БВУ) программой в установленные сроки и по определенным ингредиентам. 26.10.2016 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области был составлен протокол об административном правонарушении N 3687-49 от 26.10.2016 Постановлением Управления N 02-125/2016 от 08.11.2016 Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 тыс. руб. 00 коп. В ходе проверки было установлено, что ПАО "Саратовский НПЗ" осуществляет пользование участком акватории Волгоградского вдхр. на 954 км с целью размещения плавательных средств и сооружений на основании договора водопользования, зарегистрированного в государственном водном реестре за N 64-11.01.00.022-Х-ДИБВ-Т-2015-01567/00 18.02.2015, срок действия которого до 17.02.2035 Согласно п. 8.5 Договора ПАО "Саратовский НПЗ" обязано вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной по согласованной с Нижне-Волжским БВУ (отделом водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ) программе. Данная программа установлена прил. N 3 к договору (в соответствии с п. 8.5). Так, ч. 1 программы регулярных наблюдений за состоянием участка акватории Волгоградского вдхр. и его водоохраной зоны, согласованной с Уполномоченным органом (отделом водных ресурсов по Саратовской области НВ БВУ, предусмотрено наблюдение за качеством воды водного объекта - участка акватории Волгоградского вдхр. в районе пос. Увек Саратова Саратовской обл., расстояние от устья р. Волга до места водопользования 954 км дважды в год (июне и октябре) по следующим ингредиентам: рН, взвешенные вещества, сухой остаток, окисляемость перманганатная, БПК полное, азот аммония, азот нитратов, азот нитритов, хлориды, сульфаты, нефтепродукты, железо. Однако, согласно предоставленным копиям результатов анализа качества воды р. Волга в районе Увекского ковша ПАО "Саратовский НПЗ" за 2015 г. и 2016 г., Общество осуществляет наблюдения за качеством воды два раза в год - июнь и август 2015 г., июнь и октябрь 2016 г., т.е. с нарушением установленного периода (июнь, сентябрь), а также только по ингредиентам аммонийный ион, АПАВ, БПК5, нефтепродукты, фенол, химическое потребление кислорода. Таким образом, ПАО "Саратовский НПЗ" нарушило требования п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ, что предусматривает административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, а именно нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Постановлением Управления N 02-125/2016 от 08.11.2016 Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 тыс. руб. 00 коп. Факт совершения обществом указанного административного правонарушения и вина общества подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актом проверки Управления от 24.10.2016 ЖАР-12, протоколом об административном правонарушении от 26.10.2016 N 3687-49. В связи с изложенным арбитражный суд приходит к выводу, что привлечение ПАО "Саратовский НПЗ" к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ правомерно.

Нормативные акты

Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109
(ред. от 24.03.2023)
"Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2022 N 67461)
9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7719), и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.