Продажа земель сельхозназначения иностранному гражданину

Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа земель сельхозназначения иностранному гражданину (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Современное состояние правового регулирования аграрной политики в государствах - членах Евразийского экономического союза
(Дюсюпова А.Д.)
("Международное публичное и частное право", 2019, N 5)
Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения имеется практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. В таких развитых странах, как Швеция, США, Франция, Англия, Бельгия, Германия, Япония, доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, составляет 50 и более процентов. К числу таких стран относятся и все страны Восточной Европы, а в Польше земли сельскохозяйственного назначения продаются и иностранцам.
Статья: О реализации иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами права собственности на земельные участки в Российской Федерации
(Елисеева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 8)
Ссылаясь на положения ст. ст. 3, 5 Федерального закона N 101-ФЗ, согласно которым иностранные граждане не вправе обладать на праве собственности земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, истец просил о понуждении ответчика к продаже 1/130 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок.

Нормативные акты

Информация
"Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 - 2020 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17.12.2020)
Отвечающими конституционным требованиям обеспечения рационального и эффективного использования земли и ее охраны, защиты экономического суверенитета Российской Федерации были признаны Конституционным Судом ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, содержится в статье 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Такое правовое регулирование, как было разъяснено Конституционным Судом, имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам реализацию конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности <2>. В то же время, указал Конституционный Суд, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе выбирать способы и инструменты правового регулирования, необходимые для решения приоритетных социально-экономических задач, исходя из потребностей экономики на конкретном этапе ее развития и при соблюдении принципов юридического равенства, правовой определенности, соразмерности (справедливости). В частности, он вправе как вовсе отказаться - в целях повышения инвестиционной привлекательности рынка земельных участков - от названного ограничения в отношении иностранных юридических лиц, так и распространить его действие на более широкий круг лиц - в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей (Определение от 3 июля 2018 года N 1675-О).