Признание репрессированным

Подборка наиболее важных документов по запросу Признание репрессированным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2021 по делу N 88-18963/2021
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий сотрудников органов государственной власти.
Обстоятельства: Родители истицы были подвергнуты политическим репрессиям по национальному признаку, депортированы на спецпоселение, где она и родилась. На протяжении многих лет семья была лишена всяких прав, впоследствии родители были реабилитированы, полагает, что имеет право в соответствии с ФЗ РФ от 18.10.1991 N 1761-1 на компенсацию причиненного ей морального вреда в результате репрессий.
Решение: Отказано.
В силу приведенных правовых позиций исключение с 1 января 2005 г. из преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального ущерба не может рассматриваться как имеющее целью ущемление конституционных прав репрессированных и допускающее отказ государства от государственной поддержки данной категории граждан, поскольку само по себе не исключает обязательств государства по защите законных интересов реабилитированных лиц. Такой подход согласуется с правом государства, исходя из финансовых возможностей, других социально-экономических факторов, определять виды выплат пострадавшим, которые следует рассматривать как компенсацию причиненного ущерба с тем, чтобы ее размер соответствовал уже признанному государством объему возмещаемого им вреда.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)
Отныне дети родителей, репрессированных во время "сталинского режима", выселенные с ними на спецпоселения, утрачивают ущемляющие их конституционные права "пострадавших от политических репрессий" и наравне со взрослыми признаются репрессированными по политическим мотивам. Таков вердикт первой палаты судей Конституционного Суда РФ. Федеральное Собрание должно внести соответствующие изменения в Закон о жертвах политических репрессий.
Статья: Территориальные границы и границы конституционности: в тексте и контексте Постановления Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2018 года N 44-П
(Джагарян А.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 1)
Согласно же Закону РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" <13>, признавшему в том числе право на территориальную реабилитацию (статья 6), предусмотрено урегулирование особенностей применения настоящего Закона отдельными законодательными актами, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу (статья 13). Аналогичная норма содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3198-1 "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации" <14>.

Нормативные акты

Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"
В отношении лица, признанного судом не подлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным - справка о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть опротестовано в вышестоящий суд по заявлению заинтересованных лиц или общественных организаций.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой"
5.2. Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, данные нормы в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в город Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам в признанном государством объеме, чем ставится под сомнение достижение конституционно значимых целей, провозглашенных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".