Приватизация земельного участка с/х назначения, находящегося в муниципальной собственности

Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земельного участка с/х назначения, находящегося в муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2023 N 310-ЭС22-22518 по делу N А36-8482/2021
Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков, обязании устранить нарушения путем предоставления участков и направления проекта договора купли-продажи.
Обстоятельства: Отказ мотивирован действием на территории субъекта РФ моратория на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установленный законом субъекта РФ мораторий не лишает общество возможности продолжать использовать участки на праве аренды. После прекращения моратория или в случае изменения закона общество будет вправе приобрести участки.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в определении от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3 указала, что определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ, в силу предписаний которого приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2023 N 310-ЭС22-22518 по делу N А36-8482/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий органа местного самоуправления по отказу в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков, обязании принять решения о предоставлении земельных участков и направить проект договора купли-продажи.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку заслуживают внимания доводы заявителя о том, что определение даты начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности и расположенных на территории области, относится к компетенции субъекта РФ, который установил мораторий на приватизацию до 01.01.2029.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в определении от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3 указала, что приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие. Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)
Позднее, в 2022 году, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации также со ссылкой на приведенное Апелляционное определение N 19-АПГ18-3 Верховного Суда Российской Федерации признала соответствующим закону отказ Территориального управления Росимущества в предоставлении в собственность без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. В Определении от 26 декабря 2022 года N 308-ЭС22-18521 Судебная коллегия отметила, что Законом об обороте земель не определен иной момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, а пункт 2 статьи 3 Вводного закона лишь определяет специальные условия приобретения земли в частную собственность. Таким образом, установленный Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 года N 23-РЗ момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (через 49 лет с момента вступления в силу закона), подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Иное толкование закона означало бы обход установленного субъектом моратория на приватизацию таких земель <30>.
Статья: Право приватизации сельскохозяйственных угодий
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2019, N 9)
Исследуемая норма - ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) определяет, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном указанным Законом, Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. По смыслу положений ст. 15 и 18 Закона об обороте под приватизацией понимается передача сельскохозяйственных угодий, совершенная до вступления в силу данного Закона, т.е. период в части передачи сельскохозяйственных угодий работникам колхозов и совхозов (иным жителям) в качестве земельного пая. Этот акт передачи (приватизация), согласно приведенным законоположениям, являлся безвозмездным в финансовом отношении. Лицо приобретало право на получение земельной доли, на участие в приватизации сельскохозяйственных угодий при наличии юридического состава нахождения в трудовых отношениях с колхозом, совхозом, социальным сельским институтом (школа, медицинское учреждение и т.д.) и наличии определенного количества трудового стажа. Таким образом, смысловое определение приватизации сельскохозяйственных угодий в действующем Законе об обороте эквивалентно приватизации сельскохозяйственных угодий в 1990-е годы, т.е. безвозмездное. Именно такой смысловой контекст, очевидно, и вкладывается в термин "приватизация" Законом об обороте. Однако нельзя забывать о том, что порядок приватизации сконструирован как отсылочная норма и Земельный кодекс РФ, иные федеральные законы оперируют иной категорией.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
4. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.