Приватизация водоохранной зоны

Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация водоохранной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, с учетом имеющихся в ЕГРН сведений о Химкинском водохранилище, его водоохранной и прибрежной зонах, императивно установленном Водным кодексом РФ размере береговой полосы и ограничениях в ее использовании (ст. 6), принадлежности Химкинского водохранилища Российской Федерации (ст. 8), запрете на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы (п. 8, ст. 27 ЗК РФ), государственный регистратор должен был направить соответствующие запросы в компетентные органы и в последующем отказать в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001005:6."
Позиция ВС РФ: Земельным законодательством не установлены ограничения в отношении выкупа земельных участков, в пределах которых расположены водоохранные зоны
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N 305-ЭС15-4893 по делу N А41-34563/2013
Применимые нормы: пп. 3 п. 5, п. 8 ст. 27 ЗК РФ
Согласно пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены водные объекты. В силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 - 27 октября 2018 г.)"
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)
Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предопределяет соотношение частных и публичных интересов в сфере использования и охраны земель. Право граждан иметь в частной собственности земельный участок (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ), подлежащее защите наравне с публичной собственностью на землю, связано условием использования и охраны земель как основы жизни и деятельности народов. Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. По жалобам граждан, полагающих нарушенными (федеральными законами) их различных частных интересов (связанных с приватизацией земельного участка в зоне санитарной охраны водного объекта, с размещением и приватизацией жилого дома или иного жилого помещения на территории государственного заповедника, на землях рекреационного назначения, в лечебно-оздоровительной местности), Конституционный Суд РФ считает оспариваемые нормы законов принятыми в развитие соответствующих статей Конституции РФ, в том числе ч. 1 ст. 9 <1>.
Статья: Конституционные гарантии защиты прав на земельные участки и другие объекты недвижимости
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2019, N 6)
Как правило, она относится к земельным участкам в пределах береговой полосы, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, 2-го пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые были приватизированы еще в 1990-х годах на основании правовых актов органов местного самоуправления об их предоставлении, многие из которых несколько раз продавались на протяжение всех этих лет вплоть до настоящего времени, и их собственников трудно заподозрить в недобросовестности.

Нормативные акты

<Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов>
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)
Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.