Приостановление действия инкассовых поручений

Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление действия инкассовых поручений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 46 "Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество оспорило решения налогового органа о взыскании налога и о приостановлении операций по счетам, так как они были приняты после принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения о доначислении налога. Суд установил, что решения были вынесены до момента получения по почте определения арбитражного суда об обеспечительных мерах, после его получения налоговый орган направил в банки решения о приостановлении действия инкассовых поручений. Поскольку один из банков произвел взыскание задолженности уже после получения решения о приостановлении действия инкассовых поручений, указанное не может вменяться в вину налоговому органу. Более того, после поступления денежных средств, списанных банком, налоговый орган направил обществу сообщение о факте излишней уплаты налога. Также суд отметил, что частичное погашение налогоплательщиком задолженности не является основанием для отмены решений. Поскольку налогоплательщик не доказал нарушения его прав и законных интересов решениями инспекции, суд отказал в признании их недействительными.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 46 "Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, определение суда о принятии обеспечительных мер поступило в инспекцию после вынесения оспариваемых решений посредством почтовой связи. После поступления информации о принятии судом обеспечительных мер инспекцией было приостановлено действие инкассовых поручений и указанных решений. Фактическое взыскание задолженности в соответствующей сумме в период действия обеспечительных мер не допущено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, определение суда о принятии обеспечительных мер поступило в инспекцию после вынесения оспариваемых решений посредством почтовой связи. После поступления информации о принятии судом обеспечительных мер инспекцией было приостановлено действие инкассовых поручений и указанных решений. Фактическое взыскание задолженности в соответствующей сумме в период действия обеспечительных мер не допущено.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФФАС установил следующее: ранее принятым судебным актом решение по результатам налоговой проверки было признано законным в части, при этом в судебном акте не было указано на отмену обеспечительных мер, приостановивших действие решения по результатам проверки. ФАС пришел к выводу, что сохранение обеспечительных мер затрудняет исполнение судебного акта, вступившего в законную силу. Поэтому инкассовые поручения были признаны законными, несмотря на то что инспекция выставила их после вступления в силу судебного акта, но до принятия судом определения об отмене обеспечительных мер.

Нормативные акты

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"
При этом судам следует иметь в виду недопустимость принятия таких мер, если имеются достаточные основания полагать, что установление запрета на бесспорное списание может повлечь за собой утрату возможности взыскания с должника задолженности при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора. При отсутствии убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у должника будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемых инкассовых поручений, суду надлежит удовлетворять ходатайство о приостановлении их исполнения только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О
"По жалобе федерального государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации"
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать, в частности, сведения о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (пункт 4 статьи 69); в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках; взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика; решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункты 1, 2 и 3 статьи 46); при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации об этих счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание (пункт 7 статьи 46, абзац первый пункта 1 статьи 47); для обеспечения исполнения решения о взыскании налога в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке (пункт 2 статьи 76); как инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании и перечислении налога в бюджет, так и решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежат безусловному исполнению банком (пункт 4 статьи 46, пункт 4 статьи 76); постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", при этом исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (абзац второй пункта 1, пункт 4 статьи 47).