Придорожная полоса ограничения

Подборка наиболее важных документов по запросу Придорожная полоса ограничения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2023 N 304-ЭС23-6781 по делу N А46-1346/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку не подтверждены доводы муниципалитета о неисполнимости оспариваемого предписания, имеется возможность установки контейнеров с соблюдением необходимых отступов и без нарушения полос отвода железной дороги.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Кроме того, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд пришел к выводу, что создание мест (площадок) для накопления отходов не исключается и в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, в том числе с учетом установленных для соответствующих земельных участков ограничений в использовании.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 - 27 октября 2018 г.)"
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)
Право собственности на компоненты природной среды является разновидностью гражданских прав, а меры защиты соответственно предусмотрены в Гражданском кодексе Республики Беларусь. К ним относятся возврат самовольно занятых земельных участков, предъявление негаторных и виндикационных исков, признание права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения, и др. При этом право собственности на природные ресурсы имеет свои существенные особенности в силу того, что природные ресурсы неразрывно связаны с окружающей средой, а следовательно, владение, пользование и распоряжение ими должно содействовать устойчивому развитию. Так, закрепленные в законодательстве обязанности природопользователей, экологические требования устанавливаются в целях обеспечения экологической безопасности. Охрану права собственности на компоненты природной среды можно понимать как деятельность государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды и собственников по защите прав владения, пользования и распоряжения в отношении природных компонентов. Такая деятельность включает ряд правовых мер, например контроль и надзор за соблюдением законодательства, процедуру приобретения компонентов природной среды, порядок прекращения прав, юридическую ответственность за нарушение прав собственников природных компонентов. Охрану права собственности можно осуществлять в рамках мер профилактики, т.е. путем рационального использования природных ресурсов. Особенности использования земель собственниками заключаются в том, что нормативными правовыми актами не только в экологической и природоресурсной сфере, но и в сфере транспортной деятельности установлены ограничения прав. К разновидностям таких ограничений можно отнести охранные зоны на железнодорожном транспорте. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. N 237-З "О железнодорожном транспорте" охранные зоны предусмотрены в целях обеспечения безопасных условий осуществления транспортной деятельности, надежной эксплуатации транспортных коммуникаций и других объектов транспортной деятельности в районах, подверженных опасным природным воздействиям. С нашей точки зрения, учитывая необходимость охраны земель от негативного воздействия, следует закрепить в Законе Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. N 3434-XII "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" норму об установлении санитарно-защитных зон вокруг объектов придорожного сервиса, на которых вводится специальный режим использования земельных участков. В КоЗ такие зоны также не выделены, что является пробелом в регулировании ограничений в использовании земельных участков. Соответственно, следует четко урегулировать ограничения в использовании земельных участков путем внесения изменений в ст. 18 КоЗ, указав, какие конкретно ограничения могут быть установлены с целью надлежащей эксплуатации промышленных объектов и предупреждения их повреждений, обеспечения промышленной и экологической безопасности и недопущения вредного влияния таких объектов на здоровье и жизнь населения и окружающую среду. Сопутствующим данной проблеме является вопрос отсутствия эффективного механизма возмещения причиненного вреда такому природному компоненту, как земля, поэтому необходимо обратить внимание на усиление контроля за соблюдением правовых норм об охране земель, норм о соблюдении ограничений в использовании земель придорожных полос, (контролируемых) зонах автомобильных дорог, и санитарно-защитных зон. Так, полагаем, гл. 6 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 130-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" следует дополнить гражданско-правовой ответственностью за несоблюдение мер по охране земель в рамках внедоговорных обязательств. Необходимы нормы, устанавливающие юридическую ответственность за размещение придорожных сооружений, прокладку трасс без учета сохранения природных ресурсов, а также эффективный механизм контроля за выполнением предписаний законодательства.

Нормативные акты

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
7) нарушать другие установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467
(ред. от 21.12.2023)
"Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
92. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения".