Предоставление земельного участка в аренду государственному унитарному предприятию

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка в аренду государственному унитарному предприятию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 N 18АП-11455/2022, 18АП-11620/2022 по делу N А47-647/2022
Требование: О взыскании неосновательного обогащения за использование земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Судом первой инстанции в рамках настоящего дела установлено и ответчиком не оспаривается факт использования земельного участка, находящегося в долевой собственности для размещения и эксплуатации объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве оперативного управления, без оформления в установленном порядке прав на землю. При этом разногласия между долевыми собственниками относительно порядка начисления и внесения платы за пользование земельным участком отсутствуют. Оренбургская область согласно заключенному договору аренды получает плату за пользование земельным участком от ГУП ОО "Облтехинвентаризация", ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области". Остальные лица вносят плату территориальному управлению (истцу) (л.д. 100-108).
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 N 13АП-35034/2023 по делу N А56-108764/2022
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: 1) О взыскании задолженности; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Арендатором не исполнены обязательства по внесению платы за пользование земельным участком, переданным по договору аренды.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Тот факт, что согласно пункту 4.3.6.-1 договора арендатор обязан не реже одного раза в три года, отсчет которых начинается с 22.04.2015, предоставлять арендодателю ведомость инвентаризации участка, подготовленную ГУП ГУИОН, также не свидетельствует о том, что арендная плата должна быть пересчитана Комитетом с какой-либо иной даты без учета фактического использования соответствующего земельного участка по состоянию на дату инвентаризации земельного участка, так как вышеозначенный срок установлен исключительно для целей правовой определенности в части срока предоставления Обществом соответствующей ведомости ГУП ГУИОН (статья 431 ГК РФ).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)
Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено <1>. Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям <2>. На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации <3>.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения"...Согласно решению суда первой инстанции от 03.11.2004, вступившему в законную силу, Территориальным управлением Минимущества России по городу Сочи было издано распоряжение от 28.12.2004 N 04-04/3285 "О предоставлении Киколенко Наталье Юрьевне земельного участка в пользование на условиях аренды в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество и упорядочении землепользования федерального государственного унитарного предприятия "1-я судостроительная верфь" Министерства обороны Российской Федерации по ул. Ушакова, строение 2 в Лазаревском районе города Сочи".

Нормативные акты

Федеральный закон от 05.02.2007 N 13-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
10. Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям атомного энергопромышленного комплекса, подлежащим приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным государственным организациям атомного энергопромышленного комплекса, передаваемым основному акционерному обществу, а также земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, вносимыми в уставный капитал основного акционерного общества, и необходимые для использования указанных объектов, передаются в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. В случае, если в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории для размещения объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, необходимо использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению на основании договора аренды или договора безвозмездного пользования, указанные договоры подлежат расторжению в одностороннем порядке путем направления органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, уведомления о досрочном прекращении договора. Договор считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления уведомления о расторжении данного договора.