Право собираться мирно

Подборка наиболее важных документов по запросу Право собираться мирно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" КоАП РФ"Привлечение А. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не является нарушением его права на свободу мирных собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так как уведомительный порядок проведения указанного публичного мероприятия, предусмотренный Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также Законом г. Москвы от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в целях регулирующего воздействия на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, в данном случае соблюден не был."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" КоАП РФ"Привлечение заявителя к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не является нарушением его права на свободу мирных собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так как уведомительный порядок проведения указанного публичного мероприятия, предусмотренный Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также Законом г. Москвы о от 04 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в целях регулирующего воздействия на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, в данном случае соблюден не был."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционно-правовое значение свободы мирных собраний: доктринальные и судебные подходы в России и Германии
(Саленко А.В.)
("Российский юридический журнал", 2019, N 5)
В российской науке конституционного права свободу мирных собраний определяют в первую очередь в качестве субъективного политического права и обозначают ее как "важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации" <1>. Возможно, данная привязка конституционного права на свободу мирных собраний к правовому статусу гражданина РФ обусловлена спецификой формулировки ст. 31 Конституции РФ, которая гласит, что именно граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Однако, учитывая правоприменительную практику, сложно согласиться с ограничительным доктринальным толкованием ст. 31 Конституции РФ, в соответствии с которым "право на проведение публичных мероприятий предоставляется только гражданам России" <2>. События последних лет доказывают, что это конституционное право могут реализовать иностранные граждане и лица без гражданства <3>. Поэтому представляется обоснованной критика данного ограничительного толкования <4>.

Нормативные акты

"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.