Правила подготовки межевого плана

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила подготовки межевого плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 22 "Требования к межевому плану" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая вступившие в законную силу судебные акты по делам N 2-7349/2017 и N А13-23606/2019, суд установил, что при составлении межевого плана от 30.06.2016 границы земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33 были согласованы со смежными землепользователями в надлежащем порядке; согласно заключению кадастрового инженера в составе межевого плана от 06.02.2018 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305008:33 образован один земельный участок с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, при этом согласование границ земельного участка не проводилось, поскольку границы земельного участка сформированы по смежеству с исходным земельным участком; сооружение с кадастровым номером 35:24:0305008:661 снято с кадастрового учета, поскольку данный объект, исходя из его характеристик не является объектом недвижимости и не подлежал кадастровому учету; принадлежность обществу данного проезда, права на который никогда не регистрировались, не подтверждена, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", признал недоказанным истцом нарушений требований законодательства и его прав при составлении межевого плана от 06.02.2018 и отказал в удовлетворении иска."
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 по делу N А33-21422/2022
Требование: О признании реестровой ошибкой отсутствия в ЕГРН сведений об обременении правом аренды земельного участка, обязании регистрационного органа внести в ЕГРН сведения.
Решение: Требование удовлетворено.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ). Аналогичное правило закреплено в пункте 22 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований в его подготовке", согласно которому для подготовки межевого плана используется проект межевания территории.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)
Что касается определения границ земельного участка, то законодатель выбрал совершенно разумное решение: поскольку ЗК РФ регулирует отношения, связанные в первую очередь с переходом прав на земельные участки от публичного субъекта к частному лицу, а все, что касается процедуры формирования земельного участка, отнесено к сфере регулирования Закона о государственном кадастре недвижимости, то применительно к способу индивидуализации земельного участка, определению его границ ЗК РФ ввел отсылочную норму к этому Закону. Согласно последнему для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка необходимо представить межевой план, подготовленный кадастровым инженером, т.е. по общему правилу индивидуализация земельного участка достигалась посредством межевания. Однако наряду с этим Закон ввел понятие "ранее учтенные земельные участки" (ч. 11, 12 ст. 45) и установил, что такие участки, предоставленные гражданам-непредпринимателям до его вступления в силу (т.е. до 1 марта 2008 г.), могут быть поставлены на государственный кадастровый учет без межевания <7>. Справедливости ради следует сказать, что эта порочная норма, позволяющая включать в оборот земельные участки без определения их границ, впервые была введена не Законом о государственном кадастре недвижимости, а в рамках дачной амнистии: в 2007 г. в ст. 25.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <8> была включена норма, согласно которой в кадастровом плане земельного участка, предоставленного гражданину для непредпринимательских целей до введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.), может быть указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости <9>. А в 2009 г. данная норма трансформировалась: была исключена из ст. 25.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и появилась в ч. 11 ст. 45 Закона о государственном кадастре недвижимости - в более цивилизованной форме, но прежней по своей сути.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
Действующие требования к описанию границ земельного участка подразумевают высокую точность определения местоположения характерных точек границ земельного участка (то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части). Допустимая погрешность определения местоположения таких точек закреплена в Приказе Росреестра от 23.10.2020 N П/0393. Так, на землях населенных пунктов фактическое положение точки может быть смещено относительно определенных для нее координат на 10 см. Подчеркнем, что данное правило относится к расхождению координатного описания точки и ее фактического положения на местности, но не позволяет устанавливать координатное описание границ с 10-сантиметровым наложением на координатное описание границ другого земельного участка. Подготовка межевого плана, описывающего местоположение границ с наложением даже в пределах погрешности, является нарушением требований ФЗ N 218.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)
Между тем при рассмотрении спора суды не установили, что представленный комитетом межевой план не соответствует обозначенным требованиям, а лишь сослались на то, что в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана отсутствует какое-либо обоснование указания в данном реквизите иного вида разрешенного использования земельного участка, отличного от обозначенного в правилах землепользования и застройки. Однако само по себе отсутствие соответствующего заключения кадастрового инженера не свидетельствует о нарушении им требований к подготовке межевого плана в части обозначения вида разрешенного использования земельного участка.