Права юридических лиц при проверках прокуратуры

Подборка наиболее важных документов по запросу Права юридических лиц при проверках прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2021 N 305-ЭС21-6451 по делу N А41-4545/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку уполномоченный орган провел внеплановую проверку деятельности заявителя, издал приказ о проведении внеплановой проверки и вынес предписание без согласования с органами прокуратуры.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Доводы департамента о том, что в рассматриваемом случае внеплановая проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не требует согласования с органами прокуратуры, отклонены судами, поскольку полномочия комитета по своей юридической природе являются властными, в связи с этим проведение проверок реализации данных полномочий на предмет соответствия обязательным требованиям не относится к тем отношениям, которые поименованы в абзаце втором пункта 8 статьи 29.2 Закона N 184-ФЗ.
Решение Московского городского суда от 31.03.2023 по делу N 7-5968/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Требование удовлетворено.
Утверждение в жалобе о нарушениях должностными лицами ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившихся в проведении внеплановой выездной проверки в отсутствии согласования органа прокуратуры, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта, поскольку внеплановая выездная проверка 5 августа 2021 года была проведена должностными лицами ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а не в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Соотношение полномочий прокурора по выявлению нарушений законов вне уголовно-правовой сферы с полномочиями должностных лиц контролирующих органов
(Кочева Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 3)
В отличие от норм Закона о прокуратуре, в Законе о защите прав юридических лиц конкретизировано понятие "проверка" (п. 6 ст. 2), предусмотрены ее виды (плановые, внеплановые, документарные, выездные), составляющие ее мероприятия по контролю четко разграничены. Законом о прокуратуре, напротив, не регламентирован перечень полномочий, реализуемых прокурором исключительно в ходе проверки, не определены виды проверок.
Готовое решение: Проводит ли прокуратура плановые проверки
(КонсультантПлюс, 2024)
Не путайте их с планом проверок организаций, который публикуется на сайте Генпрокуратуры России (http://plan.genproc.gov.ru/). В него входят проверки, которые регулируются Законом о защите прав юридических лиц и ИП. Их проводят профильные ведомства. Органы прокуратуры лишь проверяют и согласовывают планы этих проверок, оценивая законность включения в них тех или иных организаций и ИП. Генпрокуратура России формирует сводный план и размещает его на указанном сайте (ч. 6.1, 6.4, 7 ст. 9 названного Закона).

Нормативные акты

"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)
Также действующим законодательством не предусмотрены ограничения для проведения внеплановых проверок, основания которых связаны с причинением вреда жизни и здоровью людей или угрозой причинения такого вреда, кроме того, что проведение указанных проверок подлежит согласованию с органами прокуратуры. В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение проверок, основания которых связаны с причинением вреда жизни и здоровью людей или угрозой причинения такого вреда, осуществляется без предварительного извещения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О некоммерческих организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
4.3. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 и 6 пункта 4.2 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".