Пояснительная записка к законопроекту образец
Подборка наиболее важных документов по запросу Пояснительная записка к законопроекту образец (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подготовка сопроводительных документов к законопроекту: проблемы и способы решения
(Виноградов Т.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 5)Наибольшее внимание разработчика законопроекта, как правило, уделено пояснительной записке, поскольку "подчас это единственный документ, с которым знакомятся депутаты" <5>. Кроме того, пояснительная записка отражает волю законодателя и может, например, в случае оспаривания закона в Конституционном Суде Российской Федерации помочь судьям разобраться в рассматриваемом вопросе.
(Виноградов Т.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 5)Наибольшее внимание разработчика законопроекта, как правило, уделено пояснительной записке, поскольку "подчас это единственный документ, с которым знакомятся депутаты" <5>. Кроме того, пояснительная записка отражает волю законодателя и может, например, в случае оспаривания закона в Конституционном Суде Российской Федерации помочь судьям разобраться в рассматриваемом вопросе.
Статья: Правовые средства реализации функций налогов на современном этапе
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Существующий порядок принятия актов законодательства о налогах и сборах не предусматривает оценки функции вводимого налога, фактически ограничиваясь только расчетом проектируемого объема средств, которые будут получены при его введении <25>, при анализе регулирующего воздействия такие оценки также не предусмотрены <26>. Предполагается, что концепция законопроекта должна содержать описание проблемы, на которую направлен проект федерального закона, и то, почему ее разрешение возможно таким способом. Вместе с тем анализ пояснительных записок к проектам федеральных законов показывает, что это правило редко выполняется при изменении налогового регулирования. Так, в 2018 г. было принято решение об увеличении ставки налога на добавленную стоимость, пояснительная записка к данному акту содержит в себе только описание содержания проекта федерального закона <27>, а финансово-экономическое обоснование - только размер сумм, которые будут получены. Таким образом, необходимо закрепить обязательный анализ последствий предлагаемых изменений в налоговой сфере не только с точки зрения выполнения фискальной функции, но и других функций налога, что должно стать обязательной частью пояснительной записки к проекту федерального закона, раскрывающей концепцию такого проекта. Так, в качестве негативного примера можно привести пояснительную записку к проекту федерального закона, устанавливающему акциз на сахаросодержащие напитки <28>, в которой указано, что изменения, касающиеся исчисления и уплаты акцизов, вводятся в целях обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета для возможности выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов на реализацию мероприятий федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом". Таким образом, выполнение государственной программы ставится в зависимость от количества произведенных и реализуемых сахаросодержащих напитков, которые повышают риск развития сахарного диабета согласно данным некоторых исследований, тем самым порождая своеобразный замкнутый круг, что само по себе странно, а с точки зрения регулирования - спорно <29>. Определение же не только фискальной функции налога в данном случае могло бы позволить проследить реализацию принципа экономического основания налога, породить дискуссию для поиска иного оптимального механизма, показать открытость принятия важных фискальных решений.
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Существующий порядок принятия актов законодательства о налогах и сборах не предусматривает оценки функции вводимого налога, фактически ограничиваясь только расчетом проектируемого объема средств, которые будут получены при его введении <25>, при анализе регулирующего воздействия такие оценки также не предусмотрены <26>. Предполагается, что концепция законопроекта должна содержать описание проблемы, на которую направлен проект федерального закона, и то, почему ее разрешение возможно таким способом. Вместе с тем анализ пояснительных записок к проектам федеральных законов показывает, что это правило редко выполняется при изменении налогового регулирования. Так, в 2018 г. было принято решение об увеличении ставки налога на добавленную стоимость, пояснительная записка к данному акту содержит в себе только описание содержания проекта федерального закона <27>, а финансово-экономическое обоснование - только размер сумм, которые будут получены. Таким образом, необходимо закрепить обязательный анализ последствий предлагаемых изменений в налоговой сфере не только с точки зрения выполнения фискальной функции, но и других функций налога, что должно стать обязательной частью пояснительной записки к проекту федерального закона, раскрывающей концепцию такого проекта. Так, в качестве негативного примера можно привести пояснительную записку к проекту федерального закона, устанавливающему акциз на сахаросодержащие напитки <28>, в которой указано, что изменения, касающиеся исчисления и уплаты акцизов, вводятся в целях обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета для возможности выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов на реализацию мероприятий федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом". Таким образом, выполнение государственной программы ставится в зависимость от количества произведенных и реализуемых сахаросодержащих напитков, которые повышают риск развития сахарного диабета согласно данным некоторых исследований, тем самым порождая своеобразный замкнутый круг, что само по себе странно, а с точки зрения регулирования - спорно <29>. Определение же не только фискальной функции налога в данном случае могло бы позволить проследить реализацию принципа экономического основания налога, породить дискуссию для поиска иного оптимального механизма, показать открытость принятия важных фискальных решений.
Нормативные акты
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД
(ред. от 14.11.2023)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:
(ред. от 14.11.2023)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены: