Последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении

Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2023 N 88-345/2023 по делу N 2-227/2022
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности; 2) О взыскании вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ в отношении истца было прекращено в связи с возбуждением уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. Впоследствии уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях истца состава преступления.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Прекращая уголовное дело, следователь не выяснял обстоятельства причинения вреда здоровью П., поскольку таковые не относятся к составу названного преступления. По этой причине при прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления аналогичные правовые последствия для производства по делу об административном правонарушении по факту причинения С.А.В. вреда здоровью П. возникнуть не могут.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.27 "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием" КоАП РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы, судом не установлено предусмотренной законом совокупности оснований, влекущих возложение на ответчиков обязанности по компенсации морального вреда. Судом не установлены негативные последствия, влияющие на личные неимущественные права истца, возникшие вследствие действий должностного лица. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия сотрудника органов внутренних дел в процессе производства по делу об административном правонарушении в отношении истца в установленном порядке незаконными не признаны, а прекращение производства по делу об административном правонарушении ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых мировым судом было вынесено постановление, само по себе не свидетельствует о незаконности действий должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Сам по себе факт составления протокола об административном правонарушении при наличии повода и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, не указывает на незаконность действий сотрудника внутренних дел."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 5)
Оспариваемые положения КоАП РФ допускают возможность их произвольного толкования, поскольку для целей возмещения вреда в процедуре гражданского судопроизводства по иску, основанному на статьях 15, 16 и 1069 ГК РФ, юридические последствия прекращения производства по делам об административных правонарушениях не дифференцированы в зависимости от основания прекращения производства по делу и процессуальной стадии, на которой такое решение принимается, а потому противоречат статьям 19 (часть 1) и 53 Конституции РФ.

Нормативные акты

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)
Кроме того, не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, отдельно от производства по делу об административном правонарушении вынесенные по делу акты, регламентирующие какие-либо действия, целью которых является решение вопроса о привлечении лица к административной ответственности (например, протоколы об изъятии вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), поскольку возможность совершения этих действий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные акты могут быть оспорены в соответствии с процедурой, предусмотренной этим Кодексом. Если производство по делу об административном правонарушении прекращено и указанные документы влекут правовые последствия для гражданина, то есть каким-либо образом затрагивают его права и свободы, то гражданин вправе оспорить их в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку иной порядок оспаривания данных актов законодательством не предусмотрен.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
52. Гражданин вправе оспорить действия, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении и повлекшие за собой нарушение его прав и свобод, в порядке гл. 22 КАС РФ в случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.