Положение о проведении государственной историко-культурной экспертизы

Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о проведении государственной историко-культурной экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 18 "Порядок включения объектов культурного наследия в реестр" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, применительно к положениям Закона N 73-ФЗ, аналогично тем, что действовали до введения Закона N 73-ФЗ, и статусу объекта как выявленного объекта культурного наследия, обоснованно указал, что в отношении такого объекта в целях определения его историко-культурной значимости требуется проведение историко-культурной экспертизы, на основании заключения которой уполномоченным органом должно быть принято решение либо о включении этого объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия, либо решение об отказе во включении его в реестр.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2023 N 88а-1100/2023 по делу N 3а-46/2021
О признании недействующим в части приказа Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 19.10.2020 N 317-спр "Об уточнении сведений об объектах культурного наследия регионального значения, о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения и утверждении границ территорий данных объектов".
Анализируя содержание акта государственной историко-культурной экспертизы от 27 июля 2020 г., послужившего основанием для принятия Приказа N 137-спр, а также замечаний на него, суд пришел к выводу о соответствии акта экспертизы требованиям статьей 28, 29, 31 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569, так как требования к порядку назначения и проведения историко-культурной экспертизы соблюдены, цели и объекты экспертизы соответствуют требованиям закона. Акт оформлен в соответствии с пунктом 19 Положения N 569, принципы проведения историко-культурной экспертизы соблюдены, к акту приложены графические материалы, научная документация, также он содержит необходимый перечень сведений, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для включения выявленных объектов в государственный реестр, а также для уточнения сведений о включенном в реестр памятнике, недостатки акта не носят существенного характера и не ставят под сомнение правильность его выводов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)
Несмотря на разнообразие земельного законотворчества в сфере культурного наследия, общим для большинства земель является распределение обязанностей по охране объектов культурного наследия между государственными и муниципальными службами охраны памятников (Denkmalschutzbehorden), обладающими исполнительно-распорядительными функциями, и специализированными государственными экспертными ведомствами (Denkmalfachbehorden), занимающимися в основном вопросами инвентаризации, научной реставрации и популяризации объектов наследия <39>. К основным обязанностям государственных экспертных ведомств традиционно относятся поиск и идентификация объектов, обладающих признаками памятников, и обоснование их историко-культурной ценности. При этом профильные законы федеральных земель ограничиваются перечислением отдельных аспектов историко-культурного значения (таких, как историко-архитектурное, историко-техническое и этнографическое значение) и не содержат конкретных указаний по проведению историко-культурной экспертизы. Правда, в некоторых землях существуют ведомственные инструкции, в которых есть определенные критерии отбора объектов наследия. В остальных ситуациях государственные учреждения в процессе выявления объектов наследия руководствуются лишь стандартами профессиональных союзов, имеющими рекомендательный характер. Решающую роль в выявлении объекта культурного наследия, как и в России, играет историко-культурная экспертиза, которая, однако, в подавляющем большинстве случаев выполняется специализированными государственными экспертными ведомствами <40>.
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
- получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, подтверждающего соответствие проектной документации на проведение работ по сохранению требованиям законодательства РФ в области государственной охраны ОКН. Порядок проведения экспертизы установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе";

Нормативные акты

Приказ Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр
(ред. от 07.07.2022)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)
176. Определение затрат на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336; 2020, N 13, ст. 190), на проведение публичного технологического и ценового аудита - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст. 2478; 2020, N 15, ст. 2278), аудита проектной документации - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6764; 2020, N 2, ст. 190), на подготовку обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3015; 2020, N 2, ст. 190), на проведение государственной историко-культурной экспертизы - в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3812; 2021, N 39, ст. 6710).
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, не затрагивающие предмета охраны, не являются работами по сохранению объекта культурного наследия и выполняются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Государственная историко-культурная экспертиза в целях выполнения таких работ не проводится. Положения пунктов 2 и 3 статьи 36, статьи 45 настоящего Федерального закона не применяются к работам, указанным в настоящем пункте.