Полномочия роскомнадзора по блокировке сайтов

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия роскомнадзора по блокировке сайтов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Когда Роскомнадзор может требовать ограничения (блокировки) доступа к интернет-ресурсам в связи с нарушением требований в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2024)
Порядок введения ограничения доступа к сайту установлен в ст. 15.5 Закона об информации. Основанием для блокировки сайта является вступившее в силу решение суда. Обратиться в суд может как сам субъект персональных данных, так и Роскомнадзор, поскольку у него есть полномочия защищать права физлиц в судебном порядке (ч. 5, 6 ст. 15.5 Закона об информации, п. 5 ч. 3 ст. 23 Закона о персональных данных).
Статья: Борьба с онлайн-казино: правовые проблемы и перспективы
(Степанов-Егиянц В.Г., Абазехова З.И.)
("Безопасность бизнеса", 2019, N 4)
Таким образом, на данный момент существуют два основания блокировки сайта онлайн-казино: 1) по решению суда, вступившему в законную силу, и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия. Судебный процесс в отношении дел о блокировке игровых сайтов имеет свою специфику. Обычно инициаторами иска выступают органы прокуратуры, причем иск рассматривается на судебном заседании зачастую в отсутствие ответчика, не уведомленного о рассмотрении дела. В заявлении орган прокуратуры определяет ответчиком Роскомнадзор, который в случае удовлетворения иска должен будет провести процедуру блокировки сайта. В среднем данная процедура занимает от двух до трех месяцев, в течение которой сайт еще продолжает работать. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда владелец игрового сайта узнает о вступившем в законную силу судебном решении лишь по факту блокировки его ресурса.

Нормативные акты

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 6 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
Европейский Суд принял к сведению, что статья 15.1 Закона об информации наделяет Роскомнадзор обширными полномочиями по выполнению распоряжения о блокировке, выданного в отношении конкретного сайта. Роскомнадзор может поместить сайт в Единый реестр заблокированного контента, попросить владельца сайта и поставщика услуг хостинга удалить нелегальный контент и добавить IP-адрес сайта в Единый реестр, если они отказываются это сделать или не отвечают. Однако закон не обязывал Роскомнадзор проверять, используется ли этот адрес более чем одним сайтом, или устанавливать необходимость блокировки по IP-адресу. Такой способ выполнения мог иметь и, в обстоятельствах настоящего дела, имел практический эффект расширения сферы действия распоряжения о блокировке далеко за пределы незаконного контента, на который оно первоначально было нацелено. Фактически, как указали заявитель и третьи лица, вступившие в производство по делу, миллионы сайтов в Российской Федерации остаются заблокированными только по той причине, что они имели общий IP-адрес с некоторыми другими сайтами с незаконным контентом (пункт 41 постановления).