Полномочия органов местного самоуправления по расселению аварийного жилья

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов местного самоуправления по расселению аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2021 N 306-ЭС21-18894 по делу N А57-1306/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о принудительном изъятии путем выкупа для муниципальных нужд объектов недвижимости, об установлении выкупной цены за изымаемое имущество, о прекращении права собственности на объекты недвижимости и признании за муниципальным образованием права собственности на данные объекты.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части, поскольку установлен факт соблюдения условий и порядка изъятия спорных объектов, размер выкупной стоимости изымаемых объектов определен на основании результатов экспертизы и снижен в отношении одного из объектов до стоимости его приобретения обществом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения при рассмотрении настоящего спора лишь положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" с учетом установленных по делу фактических обстоятельств является необоснованным, поскольку расселение ветхого и аварийного жилья произведено органом местного самоуправления в рамках исполнения предоставленных ему полномочий и не имело целью снос объекта культурного наследия, бремя содержания которого в надлежащем состоянии лежит на их собственниках, в том числе и истце, приобретшем жилые помещения в доме, который на момент заключения договора купли-продажи уже был признан аварийным.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 18-КГ17-235
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, обязании осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о присвоенном земельному участку условно разрешенном виде использования "общественное управление".
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с тем что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что заявителем не представлены документы, подтверждающие его право на все квартиры в доме и, следовательно, на соответствующий земельный участок.
Удовлетворяя требования администрации, суды исходили из того, что на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0502038:160, расположенном по адресу: Краснодарский край, Северский район, поселок Ильский, улица Советская, 169, ранее располагался многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Жильцы данного дома расселены, право собственности на все жилые помещения перешло к администрации Ильского городского поселения Северского района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, дом снесен, в связи с чем спорный земельный участок также перешел в муниципальную собственность. Суд пришел к выводу о том, что администрация, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями на обращение в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть является надлежащим лицом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: прокурорско-надзорный аспект
(Хусяйнова С.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2014, N 9)
В одном из автономных округов по материалам прокурорской проверки установлено необоснованное финансирование администрацией г. N мероприятий по перемещению линий электропередачи, обязанность по осуществлению которых возлагалась на собственника земельного участка. Учитывая, что незаконными действиями местному бюджету причинен ущерб в размере 1,5 млн. руб., в отношении главы муниципалитета возбуждено уголовное дело по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Статья: Управление аварийным МКД
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 7)
И в результате изъятия жилых помещений для муниципальных нужд, и в результате расселения в рамках региональной программы собственники помещений утрачивают право собственности, помещения переходят в муниципальную собственность. Став единоличным собственником МКД, ОМСУ имеет правовые основания, чтобы распорядиться им, точнее, он обязан снести здание, признанное в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Нормативные акты

Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2020 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности дополняются новыми полномочиями по принятию решения о комплексном развитии территорий.
Постановление Мособлдумы от 05.03.2020 N 35/109-П
"О Докладе о состоянии законодательства Московской области в 2019 году"
Законом Московской области N 121/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлены полномочия органов местного самоуправления по вопросам переустройства и перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме.