Подсудность дел об административном надзоре

Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность дел об административном надзоре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное постановление Ростовского областного суда от 16.12.2021 N 22-7007/2021
Приговор: По п. "в" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 314.1 УК РФ (кража; уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений).
Постановление: Приговор оставлен без изменения.
Выводы суда о доказанности вины П.Э.А. в совершении преступлений соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и основаны на непосредственно исследованных в судебном заседании доказательствах.В судебном заседании подсудимый П.Э.А. признал вину в совершении преступлений, в содеянном раскаялся, от дачи показаний отказался на основании ст. 51 Конституции РФ.Вина П.Э.А. в совершении инкриминируемых деяний подтверждена показаниями П.Э.А., данными в качестве подозреваемого, оглашенными в судебном заседании на основании п. 3 ч. 1 ст. 276 УПК РФ; потерпевшего ФИО1; показаниями свидетеля ФИО2, оглашенными в судебном заседании на основании ч. 1 ст. 281 УПК РФ; протоколами осмотра места происшествия от 22 октября 2020 года; заключением о заведении дела административного надзора от 9 апреля 2020 года; графиком прибытия поднадзорного лица на регистрацию; актом посещения поднадзорного лица по месту пребывания от 14 ноября 2020 года; а также иными доказательствами, приведенными в приговоре. Таким образом, достаточная совокупность объективно исследованных судом первой инстанции доказательств, которые в силу ст. 88 УПК РФ были оценены с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, позволила суду сделать вывод о признании П.Э.А. виновным в совершении инкриминируемых деяний и правильно квалифицировать его действия по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ - кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину; по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ - самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, совершенное в целях уклонения от административного надзора. Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, в том числе время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступлений, судом установлены. При назначении П.Э.А. наказания суд первой инстанции учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности виновного в своей совокупности, а также влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Смягчающими наказание обстоятельствами судом признаны: раскаяние в содеянном, признание вины в полном объеме, по факту кражи: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, явка с повинной; по факту самовольного оставления места жительства: его объяснение; состояние здоровья П.Э.А., в связи с наличием у него различных заболеваний.Суд обоснованно признал именно по эпизоду кражи в качестве отягчающих обстоятельств рецидив преступлений в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 63 УК РФ и в соответствии с ч. 1*** ст. 63 УК РФ совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, решение суда в этой части является обоснованным и мотивированным. С учетом изложенного суд назначил П.Э.А. наказание в соответствии с ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 60 УК РФ, которое является справедливым, чрезмерно суровым признано быть не может и оснований для смягчения назначенного наказания не выявлено. Вид исправительного учреждения осужденному П.Э.А. - исправительная колония строгого режима назначен верно. Протокол судебного заседания свидетельствует о том, что уголовное дело в отношении П.Э.А. рассмотрено в соответствии с процедурой, регламентированной Уголовно-процессуальным кодексом РФ, ходатайства сторон рассмотрены в установленном порядке с принятием соответствующих решений и нарушений принципа состязательности сторон судом первой инстанции не допущено. При таком положении приговор в отношении П.Э.А. является законным, обоснованным и справедливым, поскольку постановлен в соответствии с требованиями главы 39 УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона. Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения, допущено не было, в связи с чем не усматривается оснований для отмены или изменения обжалуемого приговора Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 24 августа 2021 года в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы осужденного П.Э.А.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2022 N 77-5158/2022
Приговор: По ч. 2 ст. 314.1 УК РФ (уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений).
Постановление: Акты оставлены без изменения.
Как следует из приговора, фактические обстоятельства совершения осужденным А.А.АА. инкриминированного преступления установлены судом на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: показаний подсудимого А.А.АА. на предварительном следствии, признавшего вину в совершении преступления в полном объеме; показаний свидетеля Н.М.Ф. об обстоятельствах совершения административных правонарушений осужденным А.А.АА.; показаний свидетелей Б.Ю.А., Б.Ю.А. о фактах нарушения осужденным возложенных на него ограничений; решением Завьяловского районного суда УР от 03 августа 2020 г., согласно которому в отношении А.А.АА. установлен административный надзор на 3 года и ему установлены соответствующие ограничения; материалов административных дел и постановлений мирового судьи о неоднократном привлечении А.А.АА. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.24, ч. 3 ст. 19.24 и ст. 20.21 КоАП РФ; иных исследованных судом доказательств.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О понятии административной преюдиции в уголовном праве России и стран СНГ
(Одоев О.С.)
("Административное и муниципальное право", 2019, N 2)
Если в систему административной преюдиции входят два элемента - состояние административной наказанности лица и совершение им противоправного деяния, то как обеспечивается связь между данными элементами? С нашей точки зрения, подобная связь реализуется через существующие процессуальные механизмы. Дело в том, что в ситуации с административной преюдицией последнее из совершенных противоправных деяний может рассматриваться как уголовно наказуемое только в том случае, если предшествующее применение к виновному мер административного воздействия было законным и обоснованным. В этой связи представляется интересной позиция Верховного Суда Республики Беларусь, высказанная им в п. 3 Постановления Пленума от 24 июня 1999 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушение административного надзора" [32]. Судебный орган подчеркнул, что неправильная квалификация действий подсудимых связана главным образом с тем, что суды не всегда с должной тщательностью проверяли законность и обоснованность установления самого надзора, что влекло за собой ошибочное применение ч. 1 ст. 194.3 УК Беларуси. Принимая во внимание эти упущения, допускаемые судами в своей деятельности, Пленум рекомендовал судам при рассмотрении уголовных дел о нарушении правил административного надзора проверять законность его установления и продления. При невозможности устранения сомнений в законности установления или продления административного надзора дело об административном правонарушении направляется на дополнительную проверку, а уголовное дело - на дополнительное расследование. Аналогично к решению данного вопроса Пленум Верховного Суда РФ подошел в Постановлении от 24 мая 2016 г. N 21 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Так, в п. 9 Постановления отмечается, что "обстоятельства, послужившие основанием для установления административного надзора, а также для привлечения лица к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, иной статье глав 6, 19 или 20 КоАП РФ, не предопределяют выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, которая устанавливается на основе всей совокупности доказательств, проверенных и оцененных посредством уголовно-процессуальных процедур. Если указанные обстоятельства препятствуют постановлению приговора, суд возвращает уголовное дело прокурору" [33]. Подобный подход российской высшей судебной инстанции основан на толковании ст. 90 УПК РФ "Преюдиция", согласно которой обстоятельства, установленные судом в том числе в административном процессе, при рассмотрении уголовных дел признаются без дополнительной проверки. Однако согласно ст. 90 УПК РФ преюдициальной силой обладают лишь судебные решения, тогда как вынесенные в административном порядке решения органов и должностных лиц исполнительной власти (например, сотрудников ГИБДД, ФАС и т.д.) о наложении административных взысканий преюдициального эффекта не несут. И, по-видимому, по уголовным делам о преступлениях, составы которых предусматривают административную преюдицию, необходимо проверять законность вынесения тех постановлений о наложении административных наказаний, которые были вынесены органами и должностными лицами исполнительной власти. В частности, суду, рассматривающему уголовное дело, необходимо проверить то, насколько правильно были применены нормы материального и процессуального права при привлечении лица к административной ответственности. Кроме того, думается, что суд в таких случаях должен проверить, было ли лицо при назначении ему административного наказания предупреждено о возможности привлечения его к уголовной ответственности при повторении противоправного поведения. В случае отсутствия официального предупреждения имеются основания для привлечения лица к административной, а не к уголовной ответственности. При обнаружении существенных нарушений законности необходимо возвращать уголовное дело прокурору в связи с тем, что в деянии лица имеются признаки состава административного правонарушения, а не преступления [34].
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)
Что касается подсудности, то административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, а в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, - в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
2. Административные дела об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений (далее - дела об административном надзоре) рассматриваются районным судом с соблюдением правил территориальной подсудности, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 270 КАС РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 21
"О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
11. При определении территориальной подсудности уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 314.1 УК РФ, местом совершения такого преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел должен осуществляться административный надзор.