Переувлажнение почвы

Подборка наиболее важных документов по запросу Переувлажнение почвы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)
Так, А. Сидоров <8> описывает ситуацию, когда страховая компания в договоре страхования значительно ограничила период времени, при котором может иметь место такое опасное природное явление, как переувлажнение почвы. По условиям заключенного договора переувлажнение может считаться наступившим только в период активной вегетации растений. При этом переувлажнение почвы в период уборки урожая было исключено из числа опасных. Между тем переувлажнение почвы у конкретного страхователя произошло именно в период уборки урожая, что не позволило аграрию своевременно приступить к уборке урожая сахарной свеклы, поскольку комбайны тонули в осенней слякоти. Впоследствии урожай погиб, а страховщик отказался выплачивать страховое возмещение. Решением суда страховая компания обязана была произвести страховую выплату страхователю. В подп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о государственной поддержке сельскохозяйственного страхования <9> установлено, что в числе событий, отнесенных к сельскохозяйственным рискам утраты или гибели урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений, при наступлении которых осуществляется государственная поддержка, является в том числе и переувлажнение почвы. При этом в Законе ничего не сказано, что риск переувлажнения почвы возможен только в период вегетации. Сущность страхования рисков утраты или гибели урожая сельскохозяйственных культур заключается в учете специфики аграрной отрасли, которая наиболее подвержена климатическим рискам и не может быть ограничена определенным периодом возделывания сельскохозяйственных культур. Цель же сельскохозяйственного страхования заключается в компенсации убытков сельскохозяйственного товаропроизводителя, возникших в результате гибели урожая, независимо от условий (критериев) того или иного опасного события.
Статья: Публичное управление земельными ресурсами
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)
Казалось бы, вектор по эффективному использованию земельных ресурсов заложен в правильном направлении, однако мало что изменилось по истечении 11 лет. Возвращаясь к действительности, стоит уделить пристальное внимание Государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 г.", подготовленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором приведены неутешительные данные в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, по сравнению с 2011 г. площадь земель уменьшилась на 8,2 млн га и составляет 380,8 млн га, причиной чего явились изменение границ населенных пунктов, изъятие земель для государственных нужд, изменение вида разрешенного использования. Разумеется, основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, однако подобное положение вещей не может в дальнейшем повлиять не только на сохранение основного потенциала страны, но и на его развитие. Ведь зачастую изъятие и перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию обусловлены не только тенденцией развития, например, городских агломераций, но и непригодных земель в связи с их деградацией: эрозия почв, переувлажнение и заболачивание, нарушения и загрязнения земель. Только не следует забывать о том, что состояние земельных ресурсов находится под государственным надзором и муниципальным, производственным и общественным земельным контролем, который заключается в своевременном мониторинге объекта управления.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
1) воздействие всех, нескольких или одного из опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и стихийных бедствий (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, град, крупный град, сильная пыльная (песчаная) буря, ледяная корка, сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, раннее появление или установление снежного покрова, промерзание верхнего слоя почвы, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный и (или) ураганный ветер, землетрясение, сход снежных лавин, сель, природный пожар);