Ответственность за нецелевое использование земли сельхоз назначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нецелевое использование земли сельхоз назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик применял льготную ставку земельного налога. В связи с привлечением налогоплательщика к административной ответственности за наличие многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности налоговый орган сделал вывод о нецелевом использовании налогоплательщиком земельных участков и доначислил земельный налог. Суд отметил, что пониженная ставка земельного налога не может применяться в силу одного лишь вида разрешенного использования земельного участка, указанного в государственном земельном кадастре. Налогоплательщик, применяя пониженную ставку, обязан доказать, что земельные участки предоставлены ему для сельскохозяйственного производства и что на этих земельных участках им осуществляется такое сельскохозяйственное производство. Вместе с тем признаки использования или неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства в период проверки определялись Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым признаком неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения является невовлечение в сельскохозяйственное производство 30 процентов и более земельного участка. Уполномоченным органом в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков установлено их неиспользование в сельскохозяйственных целях в меньшем размере (14 - 24 процента площади). Также суд отметил, что налогоплательщик привлечен к административной ответственности за использование земельного участка с нарушением природоохранных требований (ст. 8.7 КоАП РФ), а не за использование земельного участка не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). Учитывая, что налоговый орган не опроверг факта использования большей части земельных участков для сельскохозяйственного производства, суд признал доначисление земельного налога неправомерным.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 N 05АП-7872/2021 по делу N А24-3163/2021
Требование: О возмещении вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Указанными постановлениями общество были привлечено к ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ) и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ), что не свидетельствует о причинении ответчиком вреда землям сельскохозяйственного назначения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые последствия внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о запрете регистрационных действий в отношении неиспользуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 6)
Надо сказать, что, например, в Одинцовском районе Московской области кадастровая стоимость 1 гектара земель сельскохозяйственного назначения составляет в среднем 40 - 65 тысяч рублей (по данным публичной кадастровой карты). Таким образом, за неиспользование земельного участка площадью до 30 гектаров размер штрафа, налагаемого за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ, не будет превышать 200 тысяч рублей. А в других субъектах Российской Федерации сумма штрафа будет еще меньше (за исключением Краснодарского края). То есть согласно существующему законодательству сумма штрафа за неиспользование земельного участка при привлечении лица к ответственности впервые за это правонарушение по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ часто будет больше, чем сумма штрафа в случае, если лицо продолжит неиспользование земельного участка и через три года будет привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ, что представляется не вполне логичным. В связи с этим представляется разумным, чтобы сумма административного штрафа, подлежащая взысканию с правообладателя, не использующего (использующего не по целевому назначению) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, возрастала с каждым последующим разом привлечения нарушителя к ответственности в связи с неустранением им допущенного правонарушения (как в случае повторного совершения однородного административного правонарушения).
Статья: Земельный участок как объект использования
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2019, N 3)
Указанный вывод находит подтверждение в правоприменительной практике. Так, например, Арбитражный суд Московской области, установив факт неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с момента его приобретения и на момент проведения проверки, отказал в удовлетворении требования об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельных участков не по целевому назначению). Суд отклонил ссылку заявителя на то, что в деятельность банка не входит сельскохозяйственная деятельность, поскольку собственник земельного участка должен соблюдать нормы действующего законодательства <1>.

Нормативные акты