Ответственность водителя служебного автомобиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность водителя служебного автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2023 N 88-19606/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в том числе в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты вынужденного прогула; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Судом доводы истца, приведенные в исковом заявлении и судебном заседании, не проверены; не дано оценки обращению истца в органы внутренних дел по факту незаконного увольнения и оказанию на него психологического давления и в органы прокуратуры для защиты своих нарушенных прав, что повлияло на исход дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав истца.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.То обстоятельство, что приказом работодателя N 213 от 21 июля 2022 года ФИО7, водитель ОАО "ДЭП N 184" привлечен к дисциплинарной ответственности по итогам служебной проверки за причинение работодателю вреда, выразившегося в сливе топлива со служебного автомобиля, с очевидностью и достоверностью не свидетельствует о вынужденном характере увольнения истца, поскольку Л.М.А. по результатам служебной проверки к дисциплинарной ответственности не привлекался, нарушителем трудовой дисциплины не являлся.
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в том числе в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты вынужденного прогула; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Судом доводы истца, приведенные в исковом заявлении и судебном заседании, не проверены; не дано оценки обращению истца в органы внутренних дел по факту незаконного увольнения и оказанию на него психологического давления и в органы прокуратуры для защиты своих нарушенных прав, что повлияло на исход дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав истца.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.То обстоятельство, что приказом работодателя N 213 от 21 июля 2022 года ФИО7, водитель ОАО "ДЭП N 184" привлечен к дисциплинарной ответственности по итогам служебной проверки за причинение работодателю вреда, выразившегося в сливе топлива со служебного автомобиля, с очевидностью и достоверностью не свидетельствует о вынужденном характере увольнения истца, поскольку Л.М.А. по результатам служебной проверки к дисциплинарной ответственности не привлекался, нарушителем трудовой дисциплины не являлся.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2021 N 88-23314/2021 по делу N 2-3113/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей; 3) О взыскании оплаты вынужденного прогула.
Обстоятельства: Истец полагает незаконными применение к нему мер дисциплинарной ответственности и последующее увольнение.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Довод кассационной жалобы о том, что ответчик не предъявил затребованные судом 13 октября 2020 года документы с подписью истца о согласии разделить материальную ответственность с ответчиком и работать водителем служебного АТС, а также об отказе в приобщении к материалам дела документов, касающихся страхования служебного автомобиля, чеков на оплату охраняемой парковки, доверенностей на управление АТС, страховых полисов, о неверности выводов судов не свидетельствует.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей; 3) О взыскании оплаты вынужденного прогула.
Обстоятельства: Истец полагает незаконными применение к нему мер дисциплинарной ответственности и последующее увольнение.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Довод кассационной жалобы о том, что ответчик не предъявил затребованные судом 13 октября 2020 года документы с подписью истца о согласии разделить материальную ответственность с ответчиком и работать водителем служебного АТС, а также об отказе в приобщении к материалам дела документов, касающихся страхования служебного автомобиля, чеков на оплату охраняемой парковки, доверенностей на управление АТС, страховых полисов, о неверности выводов судов не свидетельствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Робот не виноват! Взгляд из России и США на проблему ответственности за вред, причиненный роботами
(Незнамов А.В., Смит Б.У.)
("Закон", 2019, N 5)Четвертый сценарий вновь оказывается самым интересным и, пожалуй, наиболее неопределенным. Будучи разумным субъектом, пользователь не несет прямой ответственности за небрежность. Однако, как и в первом сценарии, он теоретически мог бы понести ответственность за деятельность, связанную с повышенной опасностью. В этом сценарии могут существовать и иные основания для строгой ответственности - как непосредственно, так и по аналогии. Во многих штатах собственник автомобиля несет гражданскую ответственность за небрежность иного лица, управляющего автомобилем с его разрешения. Как в Российской Федерации, так и в США законодательный или судебный орган мог бы признать собственника автоматизированного автомобиля ответственным, проведя аналогию между автоматизированной системой вождения автомобиля и водителем служебного автомобиля, управляющим им по доверенности <51>.
(Незнамов А.В., Смит Б.У.)
("Закон", 2019, N 5)Четвертый сценарий вновь оказывается самым интересным и, пожалуй, наиболее неопределенным. Будучи разумным субъектом, пользователь не несет прямой ответственности за небрежность. Однако, как и в первом сценарии, он теоретически мог бы понести ответственность за деятельность, связанную с повышенной опасностью. В этом сценарии могут существовать и иные основания для строгой ответственности - как непосредственно, так и по аналогии. Во многих штатах собственник автомобиля несет гражданскую ответственность за небрежность иного лица, управляющего автомобилем с его разрешения. Как в Российской Федерации, так и в США законодательный или судебный орган мог бы признать собственника автоматизированного автомобиля ответственным, проведя аналогию между автоматизированной системой вождения автомобиля и водителем служебного автомобиля, управляющим им по доверенности <51>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 24.05.2016)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"19. Разъяснить, что действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (пункт 2.6) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ.
(ред. от 24.05.2016)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"19. Разъяснить, что действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (пункт 2.6) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ.
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 21.12.2020)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"11) по окончании службы представлять начальнику ВАИ (территориальной) оформленные документы (материалы) о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, нарушениях ПДД, совершенных водителями воинских частей, и правил эксплуатации указанных транспортных средств, а также письменный доклад о результатах несения службы.
(ред. от 21.12.2020)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"11) по окончании службы представлять начальнику ВАИ (территориальной) оформленные документы (материалы) о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, нарушениях ПДД, совершенных водителями воинских частей, и правил эксплуатации указанных транспортных средств, а также письменный доклад о результатах несения службы.