Отличие наименования от фирменного наименования

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие наименования от фирменного наименования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N 300-ЭС21-14105 по делу N СИП-271/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения Роспатента.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку Роспатент пришел к неверному выводу об отсутствии различительной способности у словесного элемента спорного обозначения.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Президиум Суда по интеллектуальным правам поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что на различительную способность слова "GPN", являющегося инициальной буквенной аббревиатурой, образованной от написанной в английской транслитерации произвольной части фирменного наименования широко узнаваемого общества "Газпром нефть", безусловно влияет как деятельность этой организации, так и распространяемая о ней информация, что позволяет потребителю отличить товары и услуги названного общества от товаров и услуг других лиц.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 N 13АП-33282/2022, 13АП-33284/2022 по делу N А56-109932/2021
Категория спора: 1) Защита прав на товарные знаки; 2) Защита прав на фирменные наименования.
Требования правообладателя: 1) О запрете использовать фирменное наименование; 2) Об обязании изменить наименование; 3) О запрете использования в доменном имени словесного обозначения; 4) О запрете использования словесных обозначений, изображения товарного знака и его частей в любой форме; 5) О взыскании компенсации.
Обстоятельства: Ответчик в своей деятельности, аналогичной деятельности истца, использует тождественное фирменное наименование, словесные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.
Проанализировав наименование ответчика и фирменное наименование истца, суд первой инстанции правильно установил, что наименование ответчика "Компания ЮФА" является сходным с произвольной (отличительной) частью фирменного наименования истца в силу фонетического тождества словесного элемента "ЮФА", используемого как истцом, так и ответчиком. Дополнительные элементы в сравниваемых наименованиях, такие как "СНГ", "Компания", не могут влиять на восприятие потребителей и не свидетельствуют об отсутствии сходства сравниваемых фирменного наименования истца и наименования ответчика.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи коммерческое обозначение может как полностью отличаться от фирменного наименования, так и включать в себя фирменное наименование или отдельные его компоненты
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)
Фирменные наименования. В отличие от патентов и товарных знаков, Конвенция не определяет порядок охраны фирменных наименований в странах Союза. Согласно ст. 8a Конвенции они должны охраняться во всех странах Союза "без обязательной подачи заявки или регистрации".

Нормативные акты

Заключение Палаты по патентным спорам от 12.04.2023
(Приложение к решению Роспатента от 31.05.2023 по заявке N 2020758964)
<О признании предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным полностью>
Однако представляется совершенно очевидным, что сопоставляемый элемент "ЕМЖК" в составе оспариваемого товарного знака по свидетельству N 849578, который представляет собой комбинацию из четырех букв кириллического алфавита, и отличительная часть фирменного наименования лица, подавшего возражения, в виде словосочетания "Жировой комбинат" не имеют сходства. Правом же на сокращенное фирменное наименование АО "Жировой комбинат" не обладает. Довод возражения о том, что таким сокращенным наименованием является аббревиатура "ЕЖК", присутствующая в составе принадлежащих этому лицу товарных знаков [1] - [13], не подтверждается правоустанавливающими документами, такими как выписки из ЕГРЮЛ. При этом необходимо подчеркнуть, что, исходя из положений пункта 1 статьи 1474 Кодекса, сокращенные фирменные наименования защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Указание Банка России от 30.09.2022 N 6282-У
(ред. от 15.11.2023)
"Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации"
(вместе с "Порядком и сроками представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, предусмотренной приложением 1 к Указанию Банка России от 13 января 2021 года N 5709-У "Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2023 N 72319)
В случае если полное фирменное наименование страховщика, указанное в ЕГРССД, отличается от полного фирменного наименования страховщика, указанного в договоре страхования, сначала указывается полное фирменное наименование страховщика по ЕГРССД, а в скобках - полное фирменное наименование страховщика по договору страхования.