Отличие договора аренды от концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие договора аренды от концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
Статья: К вопросу о гражданско-правовой природе концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Статья 3. Концессионное соглашение
(ред. от 10.07.2023)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Статья 3. Концессионное соглашение