Отчуждение объекта культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Роль нотариата в гражданско-правовой защите и сбережении объектов культурного наследия
(Иванова Ж.Б.)
("Нотариус", 2019, N 7)
Безусловно, нотариус выступает от имени государства, исполняя роль "публичного свидетеля", так как именно он устанавливает и подтверждает факты, очевидцем которых является, чем гарантирует законность юридически значимых действий. Нотариус является публичным должностным лицом, которое наделено государственной властью правом придавать достоверный характер различным документам. Это создает гарантии их сохранности, доказательственной и законной силы <3>. Памятники истории и культуры являются носителями социально-культурных ценностей, воспроизводящими ценностные смыслы предметных отношений, формирующих личность. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более активно использовать правовой статус нотариусов при заключении сделок по поводу распоряжения объектами культурного наследия для повышения стабильности гражданского оборота предметов историко-культурного мира. Однако практика показывает, что сегодня крайне мало таких обращений к нотариусу. В то же время ситуация может измениться благодаря вступившему в силу 13 августа 2019 г. Закону <4>, запрещающему использовать при сделках, включающих в том числе отчуждение объектов культурного наследия, электронную подпись без письменного согласия ее владельца. Защитить безопасность всех преимуществ цифровых технологий сегодня возможно при помощи нотариуса. При использовании электронной цифровой подписи в сделке с дистанционным отчуждением недвижимости гражданину необходимо предварительно оформить разрешение на регистрацию сделки по электронным документам. Для этого ему следует направить в Росреестр соответствующее заявление либо через МФЦ, либо почтой, но предварительно удостоверить его у нотариуса. В случае когда сделка удостоверяется нотариусом и им подаются в электронной форме документы на регистрацию в Росреестр, такое разрешение не нужно в связи с тем, что нотариусом гарантируется достоверность передаваемых в государственный орган сведений.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Если исковые требования заключаются в обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (охранное обязательство), то принятие обеспечительных мер в виде запрета ответчику совершать действия, направленные на отчуждение объекта культурного наследия, и запрета Управлению Росреестра осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении этого объекта не может быть признано обоснованным. Если к моменту перехода права в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, то обязанность нового владельца по выполнению такого обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Переход права собственности на объект культурного наследия к другому собственнику не может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по обязанию выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, также исполнение решения суда иным собственником не может причинить истцу какой-либо ущерб.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
15) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 23.10.2023)
3. Договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона.