Организационные модели местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Организационные модели местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)
<15> Шугрина Е.С. Организационные модели местного самоуправления: от земских до современных реформ // Совершенствование местного самоуправления сквозь призму конституционной экономики: кол. монография / под ред. А.Н. Костюкова. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та имени Ф.М. Достоевского, 2015. С. 57.
Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)
Формирование по назначению решением одного органа, напрямую заинтересованного в результатах и процедурах работы муниципальной избирательной комиссии, оказалось способом порочным. Такое формирование не способно было служить гарантией независимого, беспристрастного и правомерного исполнения членами комиссий своих полномочий по подготовке выборов. Многократно высказанные в литературе предложения предусмотреть паритетное участие представительного органа и главы муниципального образования в формировании муниципальной избирательной комиссии <28>, как представляется, не могли бы решить проблемы. В отдельных вариантах структуры органов местного самоуправления, которые допускаются российским муниципальным законодательством, глава муниципального образования входит в состав представительного органа и возглавляет его, в других организационных моделях местного самоуправления представительный орган сохраняет приоритетное положение в структуре органов и оказывает решающее влияние, в том числе и на определение персонального состава руководства местной администрации.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П
"По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"
Вместе с тем с учетом объективной ценности для осуществления местного самоуправления на конкретной территории вопроса о порядке формирования органов и структуры организации муниципальной власти при его решении могут быть востребованы правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2011 года N 9-П и Определении от 6 марта 2008 года N 214-О-П, в той части, в какой предполагается необходимость - при решении касающихся жизненно важных для всего местного сообщества вопросов - обеспечения законодательных гарантий населению как первичному субъекту местного самоуправления возможности выразить свою позицию в отношении предполагаемых изменений и довести ее до сведения соответствующего органа публичной власти. Это может быть реализовано напрямую в отношении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо применительно к представительному органу муниципального образования, в случае если он интегрирован в региональный законодательный процесс (путем представления того же отзыва на законопроект), связанный с трансформацией организационной модели осуществления местного самоуправления на соответствующей территории.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова"
По смыслу приведенных правовых позиций в единстве с вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом многообразия организационных моделей построения и реализации муниципальной власти (статья 12; статья 130, часть 2; статья 131, часть 1), законодательное регулирование в этой сфере общественных отношений должно быть по возможности гибким и гарантировать местным сообществам реальную возможность на основании закона и в установленных им пределах самостоятельно определять конкретные требования, касающиеся организации и осуществления местного самоуправления на соответствующей территории, которые учитывали бы исторические и иные местные традиции и позволяли бы эффективно решать вопросы местного значения в интересах населения.