Охранная зона публичный сервитут

Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона публичный сервитут (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Форма: Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о территории кадастрового квартала, о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, публичном сервитуте, территории объекта культурного наследия, территории опережающего развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, об игорной зоне, о лесничестве, о территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, об особо охраняемой природной территории, лесопарковом зеленом поясе, особой экономической зоне, охотничьем угодье, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах, об административно-территориальном делении, о береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории
(Приказ Росреестра от 08.04.2021 N П/0149 (ред. от 30.06.2023))

Судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 N 15АП-11350/2023 по делу N А32-18538/2022
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Указания департамента на прохождение через участок линии электропередач ВЛ-10 кВ (3 опоры) и ВЛ-0,4 кВ (24 опоры), газорегуляторного пункта (ГРШИП) и надземной газопроводной сети, также не могут служить основанием для отказа в реализации права общества на выкуп земельного участка. Как указано в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А32-39267/2019, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.03.2022, размещение на испрашиваемых земельных участках промежуточных опор и пересечение их воздушными линиями электропередач не является основанием для отказа в удовлетворении заявления общества, поскольку опоры могут размещаться на земельных участках путем установления публичного сервитута. Наличие охранной зоны линии электропередачи является правовым режимом использования земельного участка, что не исключает предоставление участка в аренду.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2021 N 88-24966/2021 по делу N 2-100/2020
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: При рассмотрении дела не представлено достаточных доказательств в подтверждение того, что расположение спорных бани и гаража могут повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства, а также может создавать угрозу жизни и здоровью граждан или повлечь за собой иные негативные последствия.
Решение: Дело в части рассмотрения требований о сносе строений направлено на новое рассмотрение.
Отсутствие в документах у Ж.Т.АА. сведений об обременении земельного участка в виде охранной зоны, не свидетельствует об отсутствии у последней обязанности по соблюдению норм, предписывающих соблюдение ограничений на возведение и реконструкцию объектов в охранной зоне и вопреки ее доводам отсутствие зарегистрированного обременения в виде частного сервитута при приобретении ей жилого дома и земельного участка, не свидетельствует об отсутствии ограничений по строительству сооружений в охранной зоне (публичный сервитут), при этом, сама Ж.Т.АА. в судебном заседании не оспаривала о том, что ей было известно о наличии ВЛ-10 кВ проходящей над ее земельным при приобретении жилого дома и земельного участка.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)
Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
Статья: Проблемы применения отдельных положений Федерального закона об упрощении размещения линейных объектов в свете обзора судебной практики за 2018 год
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2019, N 4)
Вместе с тем по смыслу норм главы V.7 ЗК РФ охранные зоны и их границы играют важную роль в судьбе публичного сервитута. Так, если в соответствии с действующим законодательством в отношении линейного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории (в том числе охранная зона), то в силу ст. 39.41 ЗК РФ в решении об установлении сервитута приводятся сведения о содержании ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, а также реквизиты нормативных актов, предусматривающих порядок их установления. Обладатель публичного сервитута согласно ст. 39.50 ЗК РФ вправе осуществлять доступ на земельный участок, на котором расположен линейный объект, проводить его реконструкцию и эксплуатацию. Это положение, по моему мнению, будет оказывать непосредственное влияние на определение границ публичного сервитута, поскольку иного ориентира для расчета площади земной поверхности, необходимой для эксплуатации линейного объекта, кроме размера охранной зоны, действующее законодательство не предусматривает. По-видимому, именно поэтому нормы ст. 39.41 ЗК РФ содержат правило о том, что границы публичного сервитута не должны выходить за пределы границ охранных зон. Обладатель публичного сервитута наделяется также правом требовать от правообладателя земельного участка или иных лиц не только выполнения положений о сервитуте, но и соблюдения ограничений, предусмотренных для соответствующей охранной зоны (ст. 39.50 ЗК РФ).

Нормативные акты

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 19.12.2022)
"О государственной кадастровой оценке"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
8. Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведения о проектах межевания территорий и сведения о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок (без сведений, идентифицирующих стороны сделки), содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ежегодно формируются и бесплатно предоставляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации публично-правовой компанией. Состав этих сведений, а также сроки, порядок и требования к формату их предоставления в электронной форме устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
4. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.