Охранительная норма

Подборка наиболее важных документов по запросу Охранительная норма (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 16.3 "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации" КоАП РФ"Анализ диспозиции статьи 16.3 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемые административные правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок представления отчетности, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника таможенных правоотношений, а также на порядок публичных общественных отношений, возникающих в процессе таможенного законодательства, охранительные нормы указанной статьи 16.3 КоАП РФ защищают интересы государства."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 10.8 "Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства" КоАП РФС учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения, суд первой инстанции правильно установил, что совершенное правонарушение посягает на установленный законодательством порядок в процессе уничтожения и утилизации биологических отходов, а охранительные нормы статьи 10.8 КоАП РФ направлены на защиту жизни и здоровья граждан, а также охрану окружающей среды, в связи с чем пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Функции Конституции Российской Федерации
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)
Вместе с тем необходимо уточнить, выполняют ли регулятивную функцию нормы-принципы; декларации, которые носят всеобъемлющий характер, не позволяют четко определить участвующих в них субъектов, содержание их взаимодействия довольно абстрактно, невозможно точно определить их права и обязанности. К таким принципам относятся положения гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Их детализированное нормативное наполнение может варьироваться в зависимости от разных факторов, в том числе от субъективных, поскольку законодатель, конкретизируя их в нормативных актах, а также правоприменитель могут вкладывать в их содержание разный смысл. И в этом случае регулятивное воздействие этих принципов может быть наполнено разным содержанием. Возможно ли утверждать, что нормы-принципы обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия? На наш взгляд, регулятивная функция, бесспорно, проявляется в конституционных нормах-правилах, которые, в частности, определяют предметы Российской Федерации и предметы совместного Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72), полномочия Президента РФ (ст. 83 - 90), Конституционного Суда РФ (ст. 125), компетенцию Государственной Думы (ст. 103), Совета Федерации (ст. 102). Что же касается норм-принципов, то их регулятивная или охранительная функция будет раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Подтверждение этого вывода находим и у А.В. Баранова: "Регулирующее воздействие принципов права на общественные отношения носит опосредованный характер, так как принципы права "растворяются" в регулятивных и охранительных нормах и регулируют общественные отношения через механизм действия этих норм. Однако принципы права могут выступать и непосредственными регуляторами общественных отношений, т.е. самостоятельными формальными источниками права" <8>. Кроме того, конституционные нормы-принципы оказывают воздействие на все отрасли права и на развитие правовой системы в целом.

Нормативные акты

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"Как отметил Конституционный Суд, оспоренное положение, воспроизводящее и конкретизирующее предписание статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования не препятствует признанию обратной силы правил, устраняющих противоправность деяний (действий, бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения. Вместе с тем изменение правового регулирования, несоблюдение которого обусловило в конкретных фактических обстоятельствах и при конкретной нормативной системе привлечение лица к публично-правовой ответственности, не может автоматически рассматриваться как устранение противоправности совершенного им деяния, поскольку противоправность деяния определяется прежде всего охранительным регулированием, устанавливающим признаки состава правонарушения и тем самым определяющим содержание противоправности соответствующего деяния. Следовательно, разрешение вопроса о том, влечет ли изменение правового регулирования устранение противоправности конкретного деяния, предполагает оценку в контексте обстоятельств данного деяния связи между изменившимся правовым регулированием и охранительными нормами.