Односторонний отказ от концессионного соглашения

Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ от концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 N 07АП-1190/2023 по делу N А67-6593/2022
Требование: О признании недействительным акта о приемке имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, поведение ответчика на предмет его добросовестности, принимая во внимание, что срок действия концессионного соглашения истек, письмом от 16.08.2021 N 02-141 ООО "Сети П" уведомило Управление о необходимости принятия имущества, однако впоследствии отказалось от его передачи, принятие ответчиком имущества по акту от 15.09.2021 в одностороннем порядке являлось реализацией Управлением полномочий собственника, и не свидетельствует о наличии в его действиях признаков недобросовестного поведения. Заведомая противоправность основам правопорядка или нравственности, преследуемая ответчиком, цель возврата имущества, которая бы носила антисоциальный характер, судом не установлены, ответчиком в нарушение положений ст. 65 АПК РФ такие доказательства не представлены.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Договорные механизмы в публичном праве: роль договорного регулирования имущественных правоотношений
(Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2019, N 5)
Равновесие, достигнутое в момент заключения договора, отличается хрупкостью в связи с постоянно меняющимися внешними условиями, в которых действует достигнутое соглашение. Под воздействием внешних условий меняется интерес. Целью договора остается, как и прежде, поддержка взаимной заинтересованности сторон в исполнении договора. Поэтому к категории существенных условий соглашения, как правило, относятся те из них, от которых зависит сохранение взаимной договоренности сторон: срок реализации концессионного соглашения, правовые последствия в случае одностороннего отказа от исполнения договора, порядок разрешения разногласий между сторонами в случае изменившихся условий. Условие о распределении риска невозможности исполнения договора в результате изменившихся обстоятельств сформулировано как условие о порядке выплаты компенсации частному предпринимателю в результате невозможности исполнения договора.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)
- включение права на односторонний отказ от договора в случае недействительности или прекращения действия другого договора либо права на изменение одного договора в случае изменения другого. Например, при структурировании концессионных проектов в договор подряда может включаться условие, предоставляющее заказчику, который одновременно является концессионером, отказаться от договора подряда в случае прекращения концессионного соглашения. Кроме того, эффекта совместного прекращения договоров можно добиться за счет включения одинакового основания для отказа в оба договора. Например, отказ уполномоченного государственного органа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства может быть предусмотрен в качестве основания для отказа заказчика, являющегося концессионером, от обоих договоров - договора подряда и концессионного соглашения.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
3. В случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, в том числе при необходимости выполнение кадастровых работ в отношении такого имущества. Указанный срок исчисляется с даты заключения концессионного соглашения. Доверенность без права передоверия сроком на один год на право представления от имени концедента заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество предоставляется концедентом по запросу концессионера в течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 28.03.2023)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")
Заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования подается одной из сторон концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо уполномоченным лицом одной из сторон концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - лицо, подавшее заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования), и подписывается лицом, подавшим заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования.