Одностороннее расторжение договора оказания услуг по передаче электроэнергии

Подборка наиболее важных документов по запросу Одностороннее расторжение договора оказания услуг по передаче электроэнергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Информация Конституционного Суда Российской Федерации
О признании не соответствующим Конституции РФ пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
АО "Верхневолгоэлектромонтаж-НН" - собственник объектов электросетевого хозяйства, ранее являлось территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии сторонним организациям. Статуса сетевой организации оно лишилось в 2015 году решением региональной службы по тарифам Нижегородской области ввиду несоответствия критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184. В связи с этим контрагенты АО "Верхневолгоэлектромонтаж-НН" (гарантирующий поставщик и территориальная сетевая организация) в одностороннем порядке расторгли с ним договоры поставки электроэнергии и оказания услуг по ее передаче. На основании оспоренного положения суды отказались взыскать с гарантирующего поставщика электроэнергии расходы АО "Верхневолгоэлектромонтаж-НН", связанные с оказанием услуг по ее передаче потребителям.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Договор электроснабжения: существенные условия, порядок заключения и особенности расторжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
На основании п. 32 Правил доступа к электроэнергии сетевая организация обязана в течение 10 дней с момента возникновения оснований для расторжения договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), направить потребителям, в интересах которых он действует, уведомление о предстоящем расторжении договора и предложение о заключении договора с сетевой организацией.
"Договоры в электроэнергетике: проблемы теории и практики: монография"
(Символоков О.А.)
("Инфотропик Медиа", 2021)
Указанный вывод может быть поддержан в том смысле, что в законодательстве в части регламентации розничных рынков электрической энергии закреплены формальные основания для формирования отношений, базирующихся на свободе договора и конкуренции (потребители вправе выбирать поставщика, переходить на обслуживание от одного поставщика к другому). Вместе с тем существует значительный объем препятствий для развития конкурентных отношений, которые не исчерпываются обязательными для заключения публичными договорами с гарантирующими поставщиками, а содержание принципа свободы договора не состоит только в возможности выбирать контрагента. Следует учитывать комплекс иных факторов, ограничивающих свободу договора и конкуренцию на розничных рынках электрической энергии и мощности, среди которых: государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на определенных территориях (в неценовых зонах оптового рынка, в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (ТИТЭС), а также на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и ТИТЭС, отдельных частях ценовых зон оптового рынка); государственное регулирование цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей; государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков; фактический монополизм гарантирующих поставщиков; обязательность заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению и государственное регулирование цен (тарифов) на эти услуги, договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в электрических сетях; необходимость предварительного уведомления поставщиком и покупателем электрической энергии (мощности) сетевой организации о намерении расторгнуть договор, в том числе об одностороннем отказе от исполнения договора.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
(ред. от 29.11.2023)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
стоимость услуг по передаче электрической энергии, рассчитанную исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V настоящих Правил, и прогнозируемого сетевой организацией объема услуг по передаче электрической энергии, которые будут оказаны по договору до заявляемой в уведомлении даты расторжения договора, определяемого исходя из объема услуг, оказанных в расчетном периоде, предшествующем периоду, в котором выставлен счет, за вычетом суммы произведенных гарантирующим поставщиком платежей в соответствии с абзацами третьим - пятым пункта 15(3) настоящих Правил.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества "Верхневолгоэлектромонтаж-НН"
При этом финансовые и иные затраты территориальных сетевых организаций на содержание принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в целях передачи электрической энергии ее потребителям покрываются за счет оплаты стоимости оказанных данными субъектами электроэнергетики услуг по передаче электрической энергии. Тем самым достигается баланс экономических интересов поставщиков электрической энергии, территориальных сетевых организаций и потребителей электрической энергии (абзац шестой пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об электроэнергетике").