Обязанность покупателя вернуть некачественный товар продавцу

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность покупателя вернуть некачественный товар продавцу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Таким образом, требованиями действующего законодательства предусмотрено, что, отказываясь от договора, покупатель, кроме права требования уплаченной за товар суммы, приобретает корреспондирующую обязанность вернуть продавцу некачественный товар."
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2022 по делу N 88-8126/2022, 2-4132/2021
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В процессе эксплуатации автомобиля был выявлен ряд недостатков.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Суд апелляционной инстанции указал, что обязанность продавца возвратить уплаченную за товар сумму не обусловлена исполнением обязанности покупателя по возврату товара, факт невозврата товара потребителем не свидетельствует от освобождения продавца от обязанности возврата денежных средств за некачественный товар в установленный законом срок, в связи с чем не может влиять на размер неустойки, подлежащей взысканию, в случае допущения продавцом такого нарушения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по сделкам. Комиссия. Общая информация9. Права и обязанности продавца товара возникают у комиссионера (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Соответственно, требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, покупатель предъявляет именно комиссионеру (если иное не установлено договором купли-продажи). При возврате некачественного товара комитенту комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, поскольку договор комиссии не исполнен в полном объеме по вине комитента, передавшего комиссионеру для реализации некачественный товар (п. 2 ст. 991 ГК РФ).
Путеводитель по судебной практике. Купля-продажа. Общие положения8.1. Вывод из судебной практики: Отказываясь от договора, покупатель, кроме права требования уплаченной за товар суммы, приобретает корреспондирующую обязанность вернуть продавцу некачественный товар.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)
Таким образом, обязанность покупателя по доставке крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов к месту проведения проверки его качества законом не установлена. Напротив, данная обязанность возложена и осуществляется за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец, не возвратив продавцу некачественный крупногабаритный товар, злоупотребил своим правом и лишил ответчика возможности организовать проверку качества товара, Судебная коллегия Верховного Суда признала противоречащим приведенным нормам права.