Образование работника не соответствует профстандарту

Подборка наиболее важных документов по запросу Образование работника не соответствует профстандарту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2022 N 88-21426/2022 по делу N 2-41/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным прекращения трудового договора с работающим по совместительству.
Обстоятельства: Истица была уволена в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, считает увольнение незаконным, поскольку заявление истицы об увольнении отсутствует, принятый на должность работник не соответствует квалификационным требованиям.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Доводы кассатора о несоответствии вновь принятого работника К. профессиональным стандартам, которые требуются при выполнении обязанностей музыкального руководителя детского образовательного учреждения повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца по делу, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке. В обжалуемых судебных актах судами приведены подробные мотивы, по которым доводы стороны истца отклонены.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Национальная система квалификаций как инструмент государственной политики на рынке труда
(Кудряшова С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2019, N 2)
Решению этой проблемы могла бы способствовать система оценки квалификаций. Федеральный закон "О независимой оценке квалификаций" <16> вступил в законную силу с 1 января 2017 г. Данный Закон принят с целью подтверждения соответствия положениям профессионального стандарта квалификации работника, которая проводится на добровольной основе. По результатам успешной проверки соискателю выдается свидетельство о квалификации, занесенное в специальный реестр. Однако успешная сдача квалификационного экзамена не дает права, например, на повышение в должности или увеличение в зарплате, а неуспешное прохождение проверки также не влечет негативных последствий для работника. При этом если в профстандарте установлен определенный уровень образования, а работник такового не имеет, но успешно прошел независимую оценку квалификации, то претендовать на должность, не соответствующую профессиональному стандарту в части установленного ограничения по уровню образования, он не может.
Готовое решение: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2024)
При этом наличия высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, достаточно как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении ими дополнительного профессионального образования является избыточным, оно не соответствует требованиям Профстандарта. Требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено для тех, у кого нет высшего или среднего профессионального образования по направлению "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)
Конституционный Суд в абзаце пятом пункта 6.2 постановления от 14 ноября 2018 г. N 41-П "По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной" указал, что как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 N 41-П
"По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной"
Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.