Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография"
(Зверева А.И.)
(под ред. Ю.В. Грачевой)
("Проспект", 2019)
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, и доктрина, и практика признают вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста <1>. Относительно же субъекта загрязнения морской среды мнения криминалистов расходятся: часть из них полагает, что в данном случае также имеет место общий субъект, другие отстаивают мысль о специальном субъекте - лице, на которое возложена обязанность по соблюдению правил охраны морской среды <2>, третьи вообще не раскрывают признаки субъекта преступления <3>. Первый подход, на наш взгляд, является более правильным: конструктивные признаки состава преступления, вытекающие из ст. 252 УК РФ, не дают оснований для однозначного вывода о специальном субъекте преступления. Не упоминает о специальном субъекте загрязнения морской среды и Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", акцентирующее в п. 3 внимание правоприменителя на признаках такого субъекта в других случаях совершения экологических преступлений. Конкретная судебная практика по ст. 252 УК РФ также подтверждает "ординарность" субъекта преступления: в качестве такового выступают, например, лица, с которыми организация заключила гражданско-правовой договор, к тому же не имеющие сертификата, подтверждающего обучение по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами" <4>; лица, отвечающие за наполняемость топливных танков водного судна <5>; лица, осуществляющие персональный контроль за безопасной и эффективной загрузкой и перемещением бункера на борту судна <6>, и т.п. Во всех этих случаях на лицах, совершивших преступления, лежали определенные обязанности, но это не были специальные обязанности, обеспечивающие соблюдение правил охраны морской среды. Следовательно, представляется допустимым сделать вывод о том, что субъектом рассматриваемых преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
"Правовой режим объектов размещения отходов"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
Территориальным органам Росприроднадзора при осуществлении проверки соблюдения лицензионных требований и условий, установленных пп. "в" п. 6 Положения, до принятия и вступления в законную силу порядка транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающей дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, рекомендуется обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения вышеназванных требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ при условии, что транспортируемые отходы I - IV классов опасности подпадают под категорию опасных грузов".

Нормативные акты

Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
6.1. Корпорация в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа в установленной сфере деятельности, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, в области развития и устойчивого функционирования Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути, долгосрочных целевых программ, научно-технических и инвестиционных программ и проектов, специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, и создания объектов инфраструктуры, обеспечивающих безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, межгосударственных программ, осуществляет размещение заказов, включая размещение государственного оборонного заказа, заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также иные гражданско-правовые договоры.
Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
"2. Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.";