О статусе административного центра
Подборка наиболее важных документов по запросу О статусе административного центра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 4)Не меньше вопросов вызывает и положение Закона о поправке об особенностях осуществления публичной власти в городах федерального значения, административных центрах субъектов РФ и на иных территориях. Согласно части 3 статьи 131 Конституции РФ в новой редакции эти особенности "могут устанавливаться федеральным законом". Поправка оставляет очень широкий простор для интерпретаций. Общепризнанным является тот факт, что конституционно-правовой статус города федерального значения имеет свои особенности, обусловленные сочетанием в нем статуса городского поселения и субъекта РФ. Соответственно, и особенности организации и осуществления публичной власти (государственной власти и местного самоуправления) в городах федерального значения не просто могут, а должны быть предусмотрены законодательно. Однако ссылка на федеральный закон представляется не вполне корректной. Она вступает в коллизию с частью 2 статьи 11, частью 2 статьи 66, пунктом "н" части 1 статьи 72 и частью 1 статьи 77 Конституции РФ. Из системного толкования сохраняющих свою силу конституционных положений следует, что особенности осуществления публичной власти в городах федерального значения определяются в их уставах в рамках общих конституционных принципов, конкретизированных в том числе в Федеральном законе об органах власти субъектов РФ и в Федеральном законе о местном самоуправлении. Вопрос же о статусе административного центра (столицы) субъекта РФ - это один из немногих вопросов, который относится к ведению самого субъекта РФ и составляет предмет регулирования его конституции (устава). По этой причине указание на федеральный закон применительно к особенностям осуществления публичной власти в столицах субъектов РФ также нуждается в оговорках и дополнительном уяснении конституционно-правового смысла.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 4)Не меньше вопросов вызывает и положение Закона о поправке об особенностях осуществления публичной власти в городах федерального значения, административных центрах субъектов РФ и на иных территориях. Согласно части 3 статьи 131 Конституции РФ в новой редакции эти особенности "могут устанавливаться федеральным законом". Поправка оставляет очень широкий простор для интерпретаций. Общепризнанным является тот факт, что конституционно-правовой статус города федерального значения имеет свои особенности, обусловленные сочетанием в нем статуса городского поселения и субъекта РФ. Соответственно, и особенности организации и осуществления публичной власти (государственной власти и местного самоуправления) в городах федерального значения не просто могут, а должны быть предусмотрены законодательно. Однако ссылка на федеральный закон представляется не вполне корректной. Она вступает в коллизию с частью 2 статьи 11, частью 2 статьи 66, пунктом "н" части 1 статьи 72 и частью 1 статьи 77 Конституции РФ. Из системного толкования сохраняющих свою силу конституционных положений следует, что особенности осуществления публичной власти в городах федерального значения определяются в их уставах в рамках общих конституционных принципов, конкретизированных в том числе в Федеральном законе об органах власти субъектов РФ и в Федеральном законе о местном самоуправлении. Вопрос же о статусе административного центра (столицы) субъекта РФ - это один из немногих вопросов, который относится к ведению самого субъекта РФ и составляет предмет регулирования его конституции (устава). По этой причине указание на федеральный закон применительно к особенностям осуществления публичной власти в столицах субъектов РФ также нуждается в оговорках и дополнительном уяснении конституционно-правового смысла.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"при воспроизведении законами субъектов Российской Федерации конкретного варианта порядка формирования представительного органа, порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования как единственно возможного применительно к отдельным муниципальным образованиям, относящимся к одному и тому же виду муниципальных образований, предполагают применение нормативно закрепленных критериев определения состава таких муниципальных образований, отражающих объективные особенности осуществления местного самоуправления, включая степень концентрации возложенных на них публичных функций и задач, по своему характеру имеющих государственное значение. Во всяком случае они допускают возможность такого воспроизведения как единственно возможного варианта применительно к муниципальному образованию, которому непосредственно или в составе определенной категории муниципальных образований федеральным законом придан специальный (особый) правовой статус, влияющий на осуществление местного самоуправления на данной территории, а также применительно к административному центру (столице) субъекта Российской Федерации;
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"при воспроизведении законами субъектов Российской Федерации конкретного варианта порядка формирования представительного органа, порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования как единственно возможного применительно к отдельным муниципальным образованиям, относящимся к одному и тому же виду муниципальных образований, предполагают применение нормативно закрепленных критериев определения состава таких муниципальных образований, отражающих объективные особенности осуществления местного самоуправления, включая степень концентрации возложенных на них публичных функций и задач, по своему характеру имеющих государственное значение. Во всяком случае они допускают возможность такого воспроизведения как единственно возможного варианта применительно к муниципальному образованию, которому непосредственно или в составе определенной категории муниципальных образований федеральным законом придан специальный (особый) правовой статус, влияющий на осуществление местного самоуправления на данной территории, а также применительно к административному центру (столице) субъекта Российской Федерации;
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки.
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки.