О несостоятельности банкротстве субсидиарная ответственность

Подборка наиболее важных документов по запросу О несостоятельности банкротстве субсидиарная ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Если после прекращения производства по делу о банкротстве вышестоящий суд отменит ранее принятые определения по заявлениям об оспаривании сделки, о привлечении к субсидиарной ответственности, о включении в реестр требований кредиторов, то такие заявления подлежат оставлению без рассмотрения
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 6 ст. 61.8, п. 13 ст. 61.16, ст. ст. 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ
Если в рамках дела о банкротстве суд рассмотрел заявление об оспаривании сделки по правилам гл. III.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", заявление о привлечении лица к субсидиарной ответственности в порядке ст. 10 Закона или требование кредитора в порядке ст. 71 или ст. 100 данного Закона и принял по результатам его рассмотрения определение по существу, то последующее прекращение производства по делу о банкротстве не препятствует рассмотрению апелляционной или кассационной жалобы на указанное определение, а также заявления о пересмотре в порядке надзора этого определения. Если суд вышестоящей инстанции отменит ранее принятое определение, то названные заявления вышестоящий суд оставляет без рассмотрения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.11 "Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган пришел к выводу о создании налогоплательщиком и его контрагентом условий для применения УСН путем перераспределения доходов от оказания услуг на две организации при реальном выполнении работ только одной из них. Непогашение налоговой недоимки послужило основанием для возбуждения дела о банкротстве, в рамках которого контролирующие лица были привлечены к субсидиарной ответственности. Разрешая вопрос о размере субсидиарной ответственности, суды отклонили доводы ответчиков о необходимости учета факта переплаты по начисленным за тот же период налогам на стороне второй организации, а также о том, что размер причиненного взаимозависимыми лицами бюджету РФ ущерба существенно ниже размера включенных в реестр требований налогового органа, поскольку вторая организация уплатила налоги по общему режиму налогообложения по тем же доходам, что вменены должнику налоговым решением. Суды указали, что Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлен императивный порядок расчета суммы субсидиарной ответственности, который поставлен в зависимость от размера требований, включенных в реестр требований кредиторов должника. Контролирующие лица указали, что, пересмотрев в сторону увеличения стоимость работ, выполняемых должником, налоговый орган не уменьшил соразмерно налоговую базу второй организации, в результате чего налоги были исчислены и по одному, и по другому лицу по пересекающимся доходам. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) и расходов группы лиц, но также и консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. При этом тот факт, что часть уплаченных группой налогов не была учтена в рамках осуществления налоговой реконструкции при доначислении налогов должнику, не препятствует контролирующим лицам при разрешении вопроса об их субсидиарной ответственности ссылаться на имеющуюся переплату и на отсутствие у казны вреда, причиненного их действиями. При определении размера реально причиненного бюджету имущественного вреда необходимо было учесть уплаченные второй организацией налоги с перераспределенной налоговой базы так, как если бы она уплачивала налоги в бюджет за должника, которому эта налоговая база вменена по результатам проверки.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3) лицо, которое было привлечено в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица и (или) ответственности в виде взыскания убытков с юридического лица, если со дня исполнения лицом обязанности, установленной судебным актом, прошло менее трех лет;